Правительство ищет способы поддержать экономический рост в стране. Восполнить падение доходов от нефти трудно – промышленный сектор по номинальному росту сильно просел. А производство тех же услуг подошло к своему естественному пределу. Новый источник роста надо, видимо, искать в ненефтяной промышленности, сельскохозяйственной переработке, в технологиях. На промышленное развитие стали делать большие ставки и понятно, что речь здесь, в первую очередь, должна идти об обрабатывающей сфере, составляющей лишь около 14% от всего объема промышленного производства. В аграрной переработке, казалось бы, много предприятий, которые открыли холдинги . Но даже она нуждается в новых решениях, которые могли бы придать импульс развитию сектора, например, в переработке мяса, которого производится достаточно. Это подтолкнуло бы и фермерство. По контактам с зарубежными компаниями отметим успешные переговоры с голландцами, которые должны создать агрокомплекс в Бейлагане: у них есть чему поучиться.
Если говорить о крупных предприятиях, то пока эта политика мыслится в привязке к тому же нефтегазовому сектору. Напомним несколько очень удачных идей последнего времени, в частности, производство метанола, карбамида, полипропилена. У этих продуктов наверняка есть и внешний рынок. Но для их производства нужно сырье, а это – природный газ. Для завода карбамидов, который ГНКАР строит в Сумгаите, газ найдется. Сложнее, как выясняется, история с новым предприятием АзМеСо, недополучающим газ. Кстати, не будет, видимо, построен второй карбамидный завод ГНКАР в Грузии. Грузинская сторона требует от ГНКАР гарантий с поставками газа, а их пока нет. Ведь речь идет о заводе стоимостью в 700 млн. долларов. Сегодня подобные потребности в углеводородах должны находить свое отражение в энергетическом балансе страны
Близкая ситуация в металлургической промышленности. Последние годы Baku Steel Company (BSC) предпринимало огромные усилия, чтобы подмять под себя мелкие и крупные предприятия отрасли. Это ему удалось. Но тут государство надумало создать государственную структуру, и два года назад было появилось закрытое акционерное общество «Азербайджанский комплекс по производству стали» (APIK/ASPC), акции которого принадлежат государству. Наметился явный конкурент BSC. Программа новой структуры состояла из двух направлений – добыча сырья и производство готовой продукции. В этой отрасли весьма заманчиво перейти на импортозамещение - ежегодный внутренний спрос на сталь и продукцию из неё в Азербайджане оценивается в $1,3 млрд.
ООО “Baku Steel Company” (BSC ) вызывающе заявило на одном из сайтов, что считает нецелесообразным создание APIK. В то же самое время государство заблокировало приватизацию ОАО “Azerboru” и “Baki Poladtokme”. Они простаивают, хотя продолжают находиться под управлением BSC. Основная борьба здесь развернулась вокруг ООО «Дашкесанн Филизсафлашдырма». Под это месторождение в Гяндже строятся четыре завода APIK.
В APIК утверждают, что, вопреки мнению BSC, запасов руды в Дашкесане хватит едва ли не на сто лет. Правда, вспоминается, что еще при Паоло Парвизе сырьевой базой для BSC стали трамвайные рельсы, которые тогда разбирали в столице, и вторичный металлолом с простаивающих бакинских предприятий. Так что основная борьба здесь, здесь снова развернется не только за рынок, но и за сырьевую базу, хотя BSC и утверждает, что он возьмет свое за счет модернизации оборудования. Кстати, это едва ли не первый случай, когда вступают в конкурентную схватку два крупных предприятия –государственное и частное. Исход пока неизвестен. Конечно, подобные коллизии должны находить отражение в Государственной программе развития промышленности и оцениваться заранее. В частности, аналогичную борьбу за сырьевые источники между цементными производствами удалось закрыть: все они имеют теперь выход на сырье.
Второй проблемой для новой промышленности является таможня. Не может развиваться никакая промышленность, если нет льгот на товары инвестиционного предназначения. Некоторые льготы есть только у ГНКАР и СЭЗ в Сумгаите. Претензии в отношении таможни можно услышать отовсюду, и здесь нужны какие-то острые меры. Таможня ключевое звено в промышленном обновлении страны.
Постоянные призывы к импортозамещению сами по себе замечательны, но при условии, что двери таможни не прикрыты плотно. Продукция импортозамещения должна стремиться к такому соотношению качества и цены, когда она выдерживает конкуренцию с аналогичной продукцией, поступающей из-за рубежа. В этом ее потенциальный шанс на вывод этой продукции в последующем на внешние рынки. Этого не скажешь о Сумгаитском комплексе STP, который выпускает продукцию для энергетиков или о текстильном заводе “Гилян», которые держатся исключительно на выпуске продукции по госзаказам или для крупных холдингов. А что будет потом, когда подобных заказов станет меньше? Экспорт должен иметься в виду всегда.
До сих пор непонятно, зачем нужны промышленные отрасли, выпускающие небольшой объем продукции и все равно не способные реализовать ее. Выпуск бытовой электротехники в стране, например, строго ориентирован на склад. Как сказано в сообщении Госкомитета по статистике, в январе-апреле 2015 года в стране было выпущено 788 телевизоров. При этом на складах уже находилось 4454 TV-приёмников, произведенных в прежние годы, что в 5,7 раза превышало объёмы их выпуска за треть года. Выпуск бытовых холодильников достиг 753 устройств, что оказалось на 21,6% ниже их производства годом ранее. Тем не менее, на складах уже содержалось 968 холодильников, что в 1,3 раза превышало их производство в этом году.
В целом, электротехническая промышленность Азербайджана за треть года увеличила производство на 72,1%, выпустив продукции на 32,3 млн. манатов. Электронная промышленность (компьютеры и электронные устройства) рухнула на 43%, сократив производство до 8,8 млн. манатов. Надо полагать, что здесь просто уменьшился государственный заказ. Мингечаурский завод «Кур» существует исключительно за счет государственных заказов и кампаний по приобретению дешевых компьютеров в кредит.
Замечательно, что в стране создаются безналоговые экономические зоны с готовой инфраструктурой. В этой связи важно отметить, что среди резидентов таких зон пока не замечено малого и среднего бизнеса. МСП упоминаются только в новых правилах по промышленным паркам. Есть два подхода к развитию промпроизводства. Первый, когда новые отрасли «придумывает» государство, второй, когда эти идеи исходят от самого независимого бизнеса. Второе предпочтительней, но оно требует специальной госпрограммы для МСП, потому что работать в промышленности рискованно, если не сказать безнадежно, пока сохраняется давление монополий, и нет доступа к финансовым ресурсам.
Начало: contact.az/docs/2015/
Продолжение следует
Написать отзыв