dlmn.info
Даже если Госнефтефонд (ГНФАР) и Центробанк в отдельно взятом аукционе полностью удовлетворят потребность коммерческих банков в валюте, это будет иметь краткосрочный эффект, считают эксперты.
Так, начиная с июня, на каждом валютном аукционе спрос превышал предложение в 10-12 раз.
В июле ГНФАР продал банкам 450 млн. долларов, а в августе - 394,5 млн. долларов, тогда как месячный спрос достигает 1-1,2 млрд. долларов.
До первой девальвации в феврале 2015 года Центробанк за счет валютных резервов удерживал курс маната, что привело к истощению резервов, которые снизились с $13,758 млрд. в 2014 году до $5,016 млрд. год спустя.
А по итогам 8 месяцев 2016 года резервы Центробанка сократились еще на 16,4%, составив $4 млрд. 192,5 млн.
После этого, Центробанк резко ограничил объемы интервенции и в течение года всего три раза продал валюты на общую сумму около 1 млрд. долларов. Для сравнения отметим, что в 2015 году Центробанк продал 8,4 млрд. долларов.
В настоящее время спрос на валюту частично удовлетворяется участием Госнефтефонда в аукционах, который продает валюту, а вырученные манаты переводит в госбюджет и финансирует иные проекты.
В госбюджете за 2016 год трансферты из ГНФАР должны составить 7,615 млрд. манат ($4,9 млрд). Однако в связи с жесткой экономией, обязательства по трансферту за первое полугодие было выполнено примерно наполовину.
При этом активы ГНФАР в первом полугодии выросли на 4,6% - до $35 млрд. 117,9 млн. ( 33,57 млрд. долларов в 2015 г.)
Эксперты считают, что пока нет объективных причин для прекращения роста доллара: большая импорто зависимость, низкие цены на нефть, обслуживание внешних долгов банков, возврат компенсаций вкладчикам закрытых банков, все это стимулирует спрос на доллар.
Отсутствие других каналов для притока в страну иностранной валюты, усиливают спрос на валюту, создавая дефицит.
Экономист Самир Алиев подчеркнул, что административные методы типа: ограничение манатной массы, уменьшение импорта, запрет на вывоз капитала - не является выходом из ситуации и может стать причиной экономического упадка. По его мнению, необходимо применение экономических инструментов.
Долларизация экономики очень сильна и это давит на национальную валюту, ставя под удар макроэкономическую стабильность.
«С конца 2014 года по июль 2016 года доля иностранной валюты в кредитах выросла с 27% до 48%. , а уровень долларизации вкладов с 38% вырос до 80%.
Доля иностранной валюты в денежной массе страны также выросло с 36% до 90%», - сказал он.
Эксперт считает, что правительство должно разработать стратегию анти-долларизации.
«Банковский сектор следует либерализовать. Государственные займы в национальной валюте нужно индексировать в соответствии с инфляцией. Обязательные нормы по резерву следует увеличить с 1 до 3%, а доходы граждан с вкладов должны облагаться налогом», - считает эксперт.
Помимо этого, С.Алиев отметил, что нужно создать механизм индексации, которые позволят страховать вклады в национальной валюте во время резких изменений курса.
«Следует исследовать возможности конвертации потребительских кредитов в иностранной валюте на национальную валюту и это рекомендовать банкам. Нужно ускорить переход на безналичный расчет и применить ограничения на наличные расчеты (свыше 1-2 тыс. манатов). Центробанк должен выдавать банкам целевые кредиты в национальной валюте и при Центробанке следует создать Фонд по проблемным кредитам», - считает С.Алиев. –71B-
Написать отзыв