Последнее обновление

(6 минут назад)
Свободен ли бизнес в Азербайджане?

Азербайджан по результатам совместных исследований Американского "Фонда наследия" (The Heritage Foundation) и газеты "The Wall Street Journal" по восприимчивости индекса экономической свободы 2014 года (Index of Economic Freedom 2014) занял 81 место с 61,3 балла среди 178 стран (в прошлом году страна была на 87 месте из 185 с 59,7 балла). Лучшей позицией для страны стала фискальная свобода - регистрация предпринимателей в министерстве налогов в рамках "единого окна" и их отчетность в виртуальном режиме обеспечили Азербайджану 88,1 из максимальных 100 баллов (годом ранее по этому пункту было 24 балла). 

Как сказал в интервью Turan председатель Центра содействия экономическим инициативам Азер Мехтиев, причину формального улучшения позиций следует искать в методологии подсчетов. Во-первых, заказчик в целях объективности (чтобы не портить отношений) обращается к общественным объединениям, рекомендуемым местным правительством, и получает в итоге формальные показатели. Кроме того, учитывается ряд нюансов, говорящих в пользу политической власти, - так, глава государства ежеквартально проводит совещания Кабинета министров, где говорит о необходимости борьбы с коррупцией, о том, что он лично стоит во главе преобразований и заинтересован в их эффективности. 

Президент подписывает Указы и распоряжения, правительство принимает решения, освобождающие некоторые субъекты предпринимательства (технопарки, например, или частные дошкольные учреждения) от налогов сроком на 7 и даже 10 лет, - это очевидно и учитывается при подсчете очков. Однако никто не принимает в расчет, что налоговая инспекция сразу после президентских выборов жестко "посадила" местных бизнесменов независимо от формы собственности на процент от выручки, неугодным угрожают закрытием, финансовыми санкциями и так далее. 

Составителям отчетов нет дела до того, сколько физических и юридических лиц вынуждено свернуть деятельность из-за отсутствия условий для развития, несмотря на то, что только в 2012-2013 годах по принципу "единого окна" зарегистрировано 145 тыс. 247 налогоплательщиков. Никто не подсчитывает экономический ущерб от деятельности оценщиков при банках и прочих финансовых структурах, занижающих реальную стоимость залогового имущества, в результате чего предприниматель оказывается в плачевной ситуации, сталкивается с процедурой банкротства и лишается годами нажитой недвижимости. 

Среднее арифметическое число при подсчете рейтинговых очков не может быть основанием для улучшения позиции страны в Index of Economic Freedom 2014, - полагает специалист. Так, наряду с формальным улучшением фискальной среды ухудшилась ситуация с правами собственников и противодействием коррупции - в прошлом году было 25 и 24 балла, в этом - соответственно, 20 и 22,7. "Считаю, что эти две позиции гораздо более важны для видения экономической свободы. Парламент недавно отправил на подпись президенту законодательное ущемление прав и свобод неправительственных организаций, что откроет для чиновников не только лазейки, но прямую трассу в коррупции на всех этажах власти. Гражданское общество, с которым не считается государственный служащий, вынуждено спокойно наблюдать, как его грабят", - справедливо полагает Мехтиев.  

По мнению доктора экономических наук Губада Ибадоглу, политический "монолог" властей и их законодательное давление на неправительственные организации, а также принятие решений, идущих вразрез с обязательствами перед международными организациями - результат приоритета нефтяных и газовых контрактов для стран Запада. "Вопросы стратегической, в том числе топливной, безопасности не могут быть отделены от решения проблем демократии в странах, являющихся стратегическими партнерами. Так что заказчики Индексов должны определиться, кем мы являемся для них - друзьями и стратегическими партнерами или всего лишь транспортным коридором и поставщиком углеводородов", - резюмировал ученый. --17D- 

 

Написать отзыв

Экономика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей