Последнее обновление

(19 минут назад)
Занятость по-азербайджански

Занятость – один из наиболее важных макроэкономических показателей, и усилиями Госкомстата наблюдается рост в данной сфере. И предприятия растут как грибы после дождя, и цифры подгоняются под очередной доклад президента. Никто не обращает внимания, что предприятия уже через год после того, как главный чиновник страны перерезает красные ленточки у их входа, простаивают. В лучшем случае можно заметить, что там, где должно быть свыше 1 тысячи, работает в лучшем случае две или три сотни человек. 

На заседании Кабинета министров по итогам экономического развития в первом полугодии 2013 года глава государства сообщил, что открыто 55 тысяч рабочих мест, из которых 45 тысяч - постоянные. Это неверные цифры, - для того, чтобы открыть 55 тысяч рабочих мест, необходимо задействовать крупные производственные мощности. На информационных порталах отмечен запуск в этом году частного зернового комплекса, хлебозавода, предприятий по выпуску цемента, метанола, судоремонтного - судостроительного завода, нескольких производственных линий двух военных предприятий, винного завода – всего до 10 тыс. рабочих мест. Большая часть этих предприятий не вышла на проектную мощность, так что на каждом из них в случае загруженности будет от 400 до тысячи работников. 

Статистика упускает из виду количество сокращений и увольнений. В то время, как правительство декларировало открытие с 2003 года 1180 тысяч новых рабочих мест, число уволенных составило около 1100 тысяч человек. Если к ним прибавить сотрудников, занятых неполный рабочий день, получится нулевая эффективность. Дотошно подсчитав количество закрытых предприятий, получим цифровую эквилибристику. Пример: на электростанции города Ширван работало 1,3 тысячи человек. На днях вместо нее запустили ТЭС «Джануб», где работает около 300 человек – то есть число безработных пополнилось на тысячу человек. И такая картина всюду по стране. 

Кроме того, по данным правительства получается, что в 2003 году было 1,5 млн. безработных. Доказательством тому, что само государство увольняет многократно больше, нежели принимает на работу, является деятельность SOCAR. Так, в данной государственной кампании к 1 января 2011 года числилось 84 тысячи работников, а на 1 января 2013 года - 66 тыс. 234 работника (кстати, нефтяной монополист за это время несколько раз проводил ротацию кадров). Таким образом, налицо сокращение на 18 тысяч или почти на 25%. К этому можно добавить также сокращения, произведенные в других государственных компаниях, связанные с усовершенствованием применяемой техники (Азерсу, Бакэлектрошебеке и т.п.). Если учесть практику невыплаты месяцами зарплаты, обнаружится номинальная занятость. 

Интересно, что наряду с сокращением в Азербайджане SOCAR инвестировала 630 млн. долларов в автозаправки в различных странах Европы. Таким образом, уменьшая вложения капитала во внутреннюю экономику, власти увеличивают его экспорт, потому местные безработные периодически эмигрируют, понимая, что внутри страны получить работу сложнее, чем за рубежом. Согласно исследованиям Евросоюза, желающих покинуть Азербайджан стало меньше по сравнению с предыдущими годами, но трудовая миграция увеличивается и меняет свои ориентиры – если раньше люди ехали в страны СНГ, сейчас приоритетом является Европа. На данный момент 2,5% отправляются в страны ЕС. Этот показатель в скором времени может увеличиться до 5-10%, - полагают европейские специалисты. По данным диаспоры, в России уже проживает около 2,5 млн. граждан Азербайджана, немало есть и тех, кто отказался от гражданства. 

Данная тенденция эмиграции совпадает с тенденцией эмиграции капитала. Если SOCAR и некоторые другие монополисты успешно стремятся вложить за пределы нашей республики, то с таким же успехом вкладывают свой труд в экономику других стран наши граждане. К тенденции роста эмиграции можно добавить признание министерства образования, что лишь 30% из тех, кто едет учиться в иностранные вузы за государственный счет, возвращается в Азербайджан. Среди тех, кто учится там за свой счет, процент невозвращенцев близок к 100. Таким образом, и тут статистика говорит о массовой эмиграции. 

Добыча нефти как основная сфера местной экономики также стала все меньше привлекать местных специалистов. Это видно и по данным BP-Азербайджан, где доля азербайджанцев сократилась до 85% (должно быть 90%), а среди руководящего персонала и вовсе 13%. Если просмотреть статистику по остальным предприятиям, то можем заметить, что штаты большинства нефтяных компаний сокращены, и они уже пользуются услугами иностранных инфраструктурных подразделений. 

В частном секторе ситуация не лучше. По официальным данным, во всем частном секторе занято 580 тысяч человек. По мнению министра труда, это цифра не отражает современных реалий. Связано это с тем, что официальное количество трудоспособного населения в Азербайджане составляет 4,4 млн. человек, но зарегистрированных в государственном фонде социальной защиты всего лишь 2,85 млн. человек. Правительство по какой-то причине отталкивается от того, что остальные не зарегистрированы. Но все меры правительства по выявлению более 1,5 млн. незастрахованных в ГФСЗ лиц пока что ни к чему не приводят. А ведь это немалая цифра, и столько людей просто так исчезнуть не могут – кормиться надо. Стольких нелегалов физически нет - либо должны быть огромные неучтенные никем предприятия, либо творится что-то и вовсе непонятное. 

Социальный фонд не хочет признавать число тех, кто эмигрировал из страны, а налоговые органы довольно бдительны на выявление источников дохода. Без регистрации в данных органах может действовать разве что какая-нибудь будка за углом, в которой точно нет 100 работников. Многие работодатели отчисляют деньги в ГФСЗ исходя из минимальной зарплаты или в пределах 100-120, хотя на руки сотрудники получают 400-500 манат. 

И еще, - цифры роста занятости Госкомстата контрастируют с цифрами других государственных органов. Так, Центральный Банк Азербайджана провел мониторинг реального сектора экономики. В данном исследовании участвовали наиболее крупные 300 компаний различных сфер занятости. Оказалось, что в сфере строительства занятость уменьшилась на 5-10% по сравнению с первой половиной 2012 года. В секторе услуг стагнация. В торговле и промышленности, в которых до этого фиксировалось резкое падение до 25%, в настоящий момент зафиксирован небольшой рост в 1-3%. 

Получается, что Госкомстат фантазирует в то время, как роста нет ни в реальном секторе, ни в нефтяной промышленности. Пока правительство составляет реляции, ситуация с занятостью становится все хуже и хуже… --0--

 

Написать отзыв

Экономика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей