Последнее обновление

(5 минут назад)
Chairman of the Presidium of BiH Zeljko Tsvianovic and President of Azerbaijan Ilham Aliyev during an official visit to Sarajevo. 13.04.2023

Chairman of the Presidium of BiH Zeljko Tsvianovic and President of Azerbaijan Ilham Aliyev during an official visit to Sarajevo. 13.04.2023

Отношения Азербайджана со странами Балканского полуострова развиваются по нарастающей. А в  последние годы сотрудничество интенсифицировалось, и не последнюю роль в этом играет укрепление роли Азербайджана в вопросе обеспечения энергобезопасности Европы, которая пытается сократить традиционную зависимость от России, тем более на фоне войны РФ в Украине.

На Балканском полуострове расположены: 

Албания, член НАТО;

Болгария, член НАТО и ЕС;

Босния и Герцеговина;

Греция, член НАТО и ЕС;

Румыния (географически часть территории), член НАТО и ЕС;

Северная Македония, член НАТО;

Сербия (частично);

Словения (частично), член НАТО и ЕС;

Турция (частично), член НАТО;

Хорватия (частично), член НАТО и ЕС;

Монтенегро, член НАТО.

Азербайджану, как многонациональному и многоконфессиональному государству, не составляет труда поддерживать отношения со всеми балканскими государствами. А наличие у него углеводородов и их успешный экспорт,  решение  проблемы восстановления территориальной целостности (возвращение во второй Карабахской войне захваченных в 90-х годах Арменией территорий), повысили значимость Азербайджана в глазах ЕС, с которым в 2023 году страна может подписать Соглашение о стратегическом партнерстве.

События в мире за последние два года, особенно нарушение Россией территориальной целостности Украины, попытка аннексии ее земель, заставляют многих вспомнить о кровопролитном балканском кризисе, и многие эксперты опасаются, что российско-украинское противостояние раздует «тлеющие угли раздора» среди некоторых балканских стран.

Руководство ЕС, уделяющее приоритетное внимание ситуации в Украине, не упускает из поля зрения и переговоры с западно-балканскими странами по Косово (последний раунд таких многосторонних консультаций был в марте текущего года в Брюсселе).

Вместе с тем, по мнению независимых азербайджанских экспертов, ЕС негласно и неофициально наделило определенными миротворческими полномочиями и руководителей тех государств, которые поддерживают дружественные и даже стратегические отношения с западно-балканскими странами.

К числу таких политических персон относится и президент Азербайджана Ильхам Алиев, частота встреч которого с лидерами западно-балканских стран за последние 1-1,5 года носит беспрецедентный характер.

Формальный повод — желание этих стран диверсифицировать источники энергоресурсов, и интерес к газу из Азербайджана, который в декабре 2020 года ввел в строй «Южный газовый коридор» (ЮГК) в направлении Европы и намерен к 2027 году удвоить его пропускную способность.

По результатам переговоров летом 2022 года в Баку главы Европейской Комиссии (ЕК) Урсулы фон дер Ляйен и президента Азербайджана Ильхама Алиева фактически было озвучено то, что регион Западных Балкан может стать приоритетным рынком для газа из Азербайджана, и ЕС хочет посредством содействия в организации поставок азербайджанского газа помочь государствам этого региона избавиться от угля в рамках стратегии «Зеленой сделки ЕС».

Такое решение дало импульс для многочисленных визитов и встреч Алиева с западно-балканскими коллегами как на двустороннем уровне, так и на международных площадках, и повестка таких переговоров не ограничивается газовыми вопросами, а включает в себя и обсуждение политических проблем и перспектив торгово-транспортного сотрудничества.

Чтобы не быть голословными, отметим, что только за полугодовой период Алиев дважды встречался с  Председателем Президиума Боснии и Герцеговины Желкой Цвиянович (13 апреля в Сараево была подписана Деларация о стратегическом партнерстве, а предыдущая встреча была 1 марта в Баку в рамках Саммита контактной группы Движения неприсоединения по борьбе с COVID-19).

С руководством Албании президент Азербайджана виделся в ноябре и декабре 2022 года, а также 12 марта 2023 года (принимал в Баку президента Албании Байрама Бегайя).

Во второй декаде декабря 2022 года была встреча Алиева в Баку с президентом Сербии Александром Вучичем.

В числе переговоров президента Азербайджана в 2023 году со странами-соседями бывшей Югославии — две встречи с премьер-министром Венгрии, одна — с президентом Болгарии, одна — с президентом Румынии и по одной — с премьерами Хорватии и Монтенегро.

Политические эксперты считают, что у Алиева выстроились доверительные партнерские отношения  с руководителями Боснии и Герцеговины, Сербии и Албании (она играет не последнюю роль в решении Косовского вопроса), и не исключено, что Алиев выбран дополнительным, теневым беспристрастным медиатором.

Вучич вообще не скрывает своих симпатий к Алиеву и заявил, что «Сербия знает, что Алиев и Азербайджан являются надежными партнерами не только для нас, но и для всех (на Балканах)…Мы должны подписывать соглашения по всем вопросам прозрачного протокола, но нам достаточно слова Алиева».

По Албании в Баку было принято решение об открытии посольства Азербайджана в Тиране, о помощи с «голубым топливом» албанскому городу Корча, а также о поставке по ЮГК в Албанию на новую ТЭС 200 млн кубометров газа до 2026 года (газ поставит греческая компания по TAP — европейскому участку ЮГК).

Проведя 13 апреля переговоры в Сараево, Алиев также дал указание соответствующим структурам заняться изучением перспектив доставки азербайджанского газа в Боснию и Герцеговину (БиГ), инвестиционных проектов в разных сферах.

«Позиция Боснии и Герцеговины в отношении территориальной целостности, суверенитета и нерушимости границ Азербайджана была для нас очень важна, особенно в период оккупации территорий Азербайджана. Два с половиной года назад, когда Азербайджан восстановил свою территориальную целостность в ходе Второй карабахской войны, Босния и Герцеговина твердо поддержала Азербайджан и поддержала наше правое дело. Это позиция дружбы и братства. Азербайджан, в свою очередь, однозначно поддержал интересы Боснии и Герцеговины во всех вопросах, включая территориальную целостность, суверенитет и нерушимость ее границ», — подчеркнул Алиев 13 апреля по итогам визита в Сараево.

Он выразил надежду, что ЮГК будет через интерконнекторы продлен до Боснии и Герцеговины. 

ГАЗ АЗЕРБАЙДЖАНА ДЛЯ БАЛКАН 

В беседе с ASTNA  информированный источник в правительстве Азербайджана пояснил, что доставка газа по ЮГК в Западные Балканы физически может осуществляться через интерконнекторы IGB (через Грецию и Болгарию), IAP, BRUA, газопровод Болгария-Сербия.

IGB был введен в эксплуатацию в 2022 году, в 2023 году ожидается ввод в строй газопровода Болгария-Сербия (Димитровград-Нис). 

По проекту BRUA, который поддерживается ЕС (межгосударственная система газопровода Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия) в 2020 году выполнен первый этап работ на территории Румынии, далее Румыния  связывается с инфраструктурой Болгарии и Венгрии, и такие работы идут.

Что же касается проекта Ionic Adriatic Pipeline (IAP) пропускной способностью 5 млрд кубометров газа в год, протяженностью около 540 км (с хорватского Сплита и далее через Хорватию, Монтенегро, Албанию и в Боснию и Герцеговину) и стоимостью в 600 миллионов евро, то его идея появилась 16 лет назад, но до сих пор не реализована.

«ЕС стал не интересен проект IAP, а без финансовой поддержи ЕС он вряд ли может быть реализован», — сказал в беседе с ASTNA эксперт, знакомый с данным вопросом.

В сентябре 2019 года четыре газотранспортных оператора - Montenegro Bonus, Albgaz, BH-Gas (БиГ) и Plinacro (Хорватия) договорились создать совместное предприятие по строительству газопровода IAP, но с тех пор по проекту нет никакого прогресса. 

При этом в 2022 году было заявлено, что с IAP Албания ждала 1 млрд кубометров в год, Монтенегро — 0,5 млрд кубометров/год), юг Боснии и Герцеговины — 1 млрд кубометров/год, Хорватия — 2,5 млрд кубометров/год.

Фактическая заморозка проекта IAP заставляет эти страны развивать другие проекты закупок газа.

Так, Монтенегро изучает проект СПГ-терминала на своей территории, в Хорватии успешно работает первая очередь терминала Крк и планируется его расширение, Албания также ведет переговоры с американскими инвесторами и SOCAR по созданию терминала сжиженного газа.

В самом Азербайджане, который в 2023 году должен выйти на пик добычи газа, также уточняются ресурсы для дальнейшего наращивания экспорта «голубого топлива» в ЕС с 2027 года (ЕС хочет 20 млрд куб м газа в год из Азербайджана против текущих 11-12 млрд куб м) и коммерческие аспекты таких возможных поставок (Баку заинтересован в 15-летних контрактах, но они идут в разрез с RePower EU).

Не исключено, что челночная дипломатия Алиева по Западным Балканам, в которой заинтересованы на Западе, приведёт и к достижению Баку определенных послаблений и по долгосрочным поставкам азербайджанского газа в Европу, которая признала, что до 2023-40 гг может нуждаться в «голубом топливе».

 

 

Написать отзыв

Европа

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей