Açıq mənbələrdən foto
Баку/14.04.18/Turan: Кредитный вопрос, возникший в стране несколько лет назад превратился в головную боль не только для заемщиков, но и кредиторов. Перед девальвацией маната в 2015 году банки для собственной страховки большей частью выдавали кредиты в долларах. Ничего не подозревающие граждане подписывали договора, в которых указывалось, что должник будет выплачивать кредит по курсу, установленному банком. Грянувшее как гром среди ясного неба двойное падение маната резко увеличило сумму долгов заемщиков, втянув их в кабальную зависимость. Bзяв в банке тысячу долларов, и рассчитывая вернуть 800 манатов с процентами, гражданин теперь оказался должен 1700 манатов, не считая высоких банковских процентов. Многие отказались платить, кто-то подал в суд, однако государство, провозгласив устами Bерховного суда решение, что долги должны выплачиваться по новому курсу, встало на сторону банков. Люди не платили, банки подавали в суд, однако проблема решения так и не нашла.
Буквально за несколько дней до президентских выборов на заседании Милли Меджлиса депутатами был обсужден вопрос проблемных кредитов. Депутат Сиявуш Новрузов предложил исследовать сложившуюся ситуацию на предмет причины оформления кредита: "Кто-то берет кредит на покупку машины, а кто-то - на фермерское хозяйство. Если кредит взят для покупки автомобиля, то пусть заемщик идет и погашает его. Однако людям, взявшим кредит из-за нужды, должны быть уступки".
Депутат добавил, что несмотря на создание Палаты по надзору за финансовыми рынками, не ведется никакой работы по решению проблемы. Как воспринимать заявление депутата - как одно из многочисленных предвыборных обещаний или правительство все же решило сдвинуть вопрос с мертвой точки?
Экономист Натик Джафарли считает, что проблему кредитов нужно было решать еще 3 года назад: "Потому что решение о девальвации маната приняло государство, и оно несло ответственность за процесс роста суммы долларовых кредитов после двух крупных девальваций. Bины граждан абсолютно нет. Они, беря кредит, смотрели на курс доллара и рассчитывали кредит в соответствии со своими тогдашними доходами. Мы не раз заявляли, что после второй девальвации вероятность роста проблемных кредитов очень высока. Однако власти нас не послушали, и не сделали необходимых шагов по решению проблемы. Если бы проблема была решена тогда, то процесс прошел бы более безболезненно как для банков, так и граждан, и обошелся государству дешевле. Сейчас перед выборами прозвучали определенные предложения в направлении решения кредитной проблемы, однако вновь реальных шагов сделано не было. Это дает основание говорить, что у властей нет серьезного рабочего плана, дорожной карты по решению проблемы", - отметил Джафарли.
По словам эксперта, вероятность решения проблемы в ближайшем будущем очень мала: "Потому что для этого нужны очень крупные средства. На сегодняшний день, по официальным данным сумма проблемных кредитов равна 0,6% общего кредитного портфеля. Однако эти подсчеты не верны. Международные рейтинговые агентства, серьезно отслеживающие ситуацию в Азербайджане и хорошо проинформированные о банковской системе страны, заявляют о сумме проблемных кредитов, равной 30% от общего кредитного портфеля. По первоначальным подсчетам необходимо 5-6 млрд. манатов, чтобы решить кредитную проблему в стране. До тех пор, пока не будут найдены финансовые источники для решения проблемы, она решена не будет. На данный момент ни в госбюджете, ни в бюджете Госнефтефонда нет финансового источника для выплаты кредитов граждан. Три года назад мы предложили, чтобы ответственность была поделена между тремя сторонами. То есть, государство должно было взять треть ответственности на себя, другую треть должны были взять на себя банки, взамен чего государство должно было предложить им налоговые льготы, а последняя треть легла бы на плечи заемщиков с отсрочкой выплат сроком в 5 лет. Однако пока что весь груз несут на себе граждане. Поэтому число судебных тяжб между банками и заемщиками превышает десятки тысяч. Приблизительно 70% все судебных исков составляют именно жалобы по проблемным кредитам. Факт в том, что без участия государства проблему кредитов не решить. Это необходимо сделать либо за счет госбюджета, либо за счет средств Госнефтефонда, чтобы и граждане свободно вздохнули, и чтобы банки смогли начать нормальную деятельность. Сейчас банки превратились в большой пункт обмена валют, они не могут осуществлять нормальную банковскую деятельность, и зарабатывают практически только на обмене валют. Поэтому для исправления ситуации государству не избежать определенных шагов, оно вынуждено будет их сделать", - подчеркнул экономист.
Джафарли также отметил, что в случае очередной девальвации проблема кредитов усугубится еще больше: "Однако вероятность девальвации в ближайшее время мала. Потому что цена на нефть достаточно комфортна для азербайджанской экономики и финансового сектора страны. B Азербайджане очень примитивная экономическая модель, она зависима от нефти, и подорожание цен на черное золото на 40% по сравнению с прошлым годом успокоило власти. За три месяца нынешнего года от роста нефтяных цен было получено $700 млн. дополнительного дохода. Однако в случае новой волны снижения цен на нефть, вероятность чего к концу года высока, и подорожания доллара, вероятность чего также очень высока, появится определенная вероятность девальвации. Кроме того, девальвация наблюдается и в соседних странах - снизилась стоимость рубля, лиры тенге. Это также оказывает давление на азербайджанскую экономику и манат. Однако в Азербайджане курс маната регулируется в административном порядке, и власти не пойдут на его резкое снижение. К концу года манат может упасть максимум на 10-15%", - резюмировал Н.Джафарли.
Написать отзыв