Последнее обновление

(1 час назад)
Women's March in Baku on March 8, 2020. Photo: Abzas.net

Women's March in Baku on March 8, 2020. Photo: Abzas.net

***

- Шахла ханум, произошли ли за последние годы какие-либо позитивные изменения в ситуации с правами женщин в Азербайджане?

 Şəhla İsmayıl- В последние годы в ситуации с правами женщин в Азербайджане произошли некоторые позитивные изменения. Но в какой-то степени это не означает кардинальных изменений. По некоторым показателям мы видим небольшие преимущества. Например, в сфере ранних браков у нас показатели лучше, чем в предыдущие годы, что отрадно. Но есть серьезные проблемы в большой степени, и мы пока не можем говорить о серьезном прогрессе в области прав женщин.

Я хотел бы отметить, что главное позитивное изменение происходит не в ситуации с правами женщин, а в ситуации отношения к правам женщин. Существует более сознательный и зрелый подход к этому вопросу, что радует. Прежде всего, я чувствую, что само общество понимает наличие проблем в области прав женщин и имеет более терпимый и более сознательный подход к этому вопросу. Хотя в прошлом мы сталкивались с очень серьезным давлением, когда говорили об этом вопросе, сегодня достаточно людей спокойно говорят о правах женщин и признают, что в этой области есть серьезные проблемы и что этой области следует уделять особое внимание. С другой стороны, 10-15 лет назад азербайджанское правительство полностью отрицало или очень мягко подходило к некоторым вопросам прав женщин, что создавало потребность в дополнительной энергии и дополнительных инициативах для защитников прав женщин. То есть мы уже много лет пытаемся убедить правительство в том, что в этой сфере необходимы серьезные меры. Но сегодня это уже не так. Отрадно, что, хотя и с опозданием и не в той форме, в какой мы хотим, в прошлом году в Азербайджане были приняты Национальные планы действий по ряду сложных вопросов. У нас есть Закон о домашнем насилии, принятый в 2010 году. В течение 10 лет у него не было Плана действий, который является краеугольным камнем механизма реализации. Он был окончательно принят в ноябре прошлого года. Кроме того, в феврале прошлого года был принят Национальный план действий, который включает в себя комплексный подход к селективным абортам, что может стать шансом для Азербайджана избавиться от неловкой проблемы. Как вы знаете, вот уже несколько лет Азербайджан занимает второе место в мире по количеству выборочных абортов по оценкам ООН, то есть Китай находится на первом месте, а Азербайджан - на втором месте в мире по наихудшей ситуации с убийством девочек в утробе матери. Таким образом, необходимость комплексного подхода, по крайней мере, к этим двум вопросам уже признана на национальном и государственном уровнях. Эти вопросы стоят на повестке дня Азербайджана уже несколько лет и являются приоритетным направлением. Это были необходимые шаги для того, чтобы вывести положение в области прав женщин на более позитивный уровень, который следует оценить по достоинству. Но, конечно, нам предстоит долгий путь. К сожалению, оба плана действий имеют некоторые недостатки и недочеты, опыт всех сторон не был использован при разработке этих планов, и такие планы действий должны были быть ориентированы на сквозные вопросы, которых мы не видели. Но в любом случае нам нужны такие политики и справочные документы, сейчас главная задача -сделать их реализацию максимально качественной.

- Несмотря на то, что сейчас 2021 год, мы все еще боремся со многими мракобесными проблемами, такими как выборочные аборты, ранние браки, исключение девочек из системы образования. В чем причина этого? Недостаточное просвещение, или доминирование менталитета или религиозных факторов в обществе?

- Конечно, если мы говорим о селективных абортах, ранних браках, исключении девочек из системы образования, бытовом насилии, репродуктивном здоровье, участии в политической жизни и других трудностях, то мы должны говорить о них в формате общего видения прав женщин. Каковы причины этих проблем? Прежде всего, это недостаток просветления. Просветление-это постоянная, длительная работа, которую нужно выполнять на всех уровнях. Просвещение должно проводиться не только со взрослыми, но и со всеми людьми, девочками и мальчиками, мужчинами и женщинами, с самого раннего возраста, не только в школе, но и в дошкольном возрасте.

Мы должны бороться с гендерными стереотипами, предрассудками, которые ставят под сомнение справедливый подход, в нашем менталитете, национальных и моральных ценностях. Мы должны положить конец дискриминационному подходу к нашим женщинам в многовековых традициях. На протяжении многих лет наши женщины брали на себя бремя семьи - традиционно заботясь о семье, детях, стариках и домашнем хозяйстве в целом.

Более того, у нас есть религиозный фактор, который в какой-то мере возвращает нас назад. В том смысле, что искаженная форма религиозных аргументов, к сожалению, более доступна обществу, поэтому существуют очень невежественные подходы к некоторым вопросам. Мы должны победить их как религиозными, так и юридическими аргументами. Нам нужно очень глубокое просветление, чтобы сломать эти стереотипы.

Короче говоря, ключ - это просветление. Наряду с просвещением существует общая неграмотность. Образованный человек, культурный человек неизбежно имеет иной подход к общечеловеческим правам и общечеловеческим ценностям. Более позитивный подход. К сожалению, с упадком образования мы наблюдаем обратное.

- Давайте поговорим о роли женщины в обществе. Почему женщины не так активны в государственных органах, ведомствах, парламенте, а также в гражданском обществе и политических партиях? Или число активных женщин невелико? Что мешает этому? Почему женщины сами за это не борются? Или это связано с мужчинами или социально-политическим климатом в стране?

- В общем, женщины активны. Женщины всегда были более активны в своей жизни, на семейном и общинном уровнях. Чтобы достичь более высоких уровней, необходимо устранить барьеры, связанные с проблемами женщин, с тем, чтобы они могли участвовать в государственных органах, департаментах, управлении, парламенте и политике в целом. Я не говорю о высоком руководстве, сегодня, даже если азербайджанская женщина хочет работать по своей обычной профессии, она должна сначала систематизировать бытовые заботы на семейном уровне, чтобы, когда она придет домой, оставить работу в стороне, чтобы ее неспособность выполнить какую-то работу дома не ударила ее по лицу образно. Пусть никто не говорит: “Какая мне польза от вашей работы, если нет обеда, рубашка не выглажена и т. д.?”.  Другими словами, семейные и бытовые проблемы женщины должны быть решены на первом уровне, чтобы она могла предпринять некоторые шаги для поддержки семьи на втором уровне и семьи в целом. Если женщины часто рожают в определенном репродуктивном возрасте, то, конечно, они отстают в работе, им приходится брать декретный отпуск. Они обычно отстают в профессиональном труде на 8-10 лет, когда рожают ребенка подряд. И вообще трудно вернуться к работе. Потому что сегодня жизнь слишком быстра, все очень изменчиво. Навыки, которые женщина приобрела 7 или 10 лет назад в тот канун, больше не подходят для современного рынка труда. Поэтому женщине очень трудно выйти на этот уровень и конкурировать, получить работу экономически, посещая определенные курсы. Более того, если мы хотим подтолкнуть женщин к управлению и участию в политической жизни, мы должны решить все эти предыдущие проблемы. Короче говоря, женщинам мешает неравное распределение гендерных ролей в семье на протяжении многих лет и столетий. После того как эти роли поменяются, можно будет говорить о каких-то фундаментальных изменениях.

Вы спрашиваете, что мешает женщинам - мужчины или социально-политический климат? Напрямую-нет. Но каждый в целом. Если мужчины не мешают женщинам и не уменьшают нагрузку на женщин в семьях, если не пересматриваются обязанности каждого мужчины, если каждый мужчина не готов расширять свои обязанности, то ни о каком справедливом подходе или безбарьерной борьбе не может быть и речи. Некоторые мужчины могут сказать, что женщина должна прийти и стать их товарищем по оружию. Но в доме каждого мужчины его ждет женщина, и это пример для этой женщины, так что для этой женщины тоже должны быть созданы определенные условия. Поэтому подход к этому вопросу должен быть комплексным.

- Феминизм был тенденцией в стране в последние годы. Однако отношение к феминизму в обществе неоднозначно, либо в результате их действий, либо в результате правительственной пропаганды. Я бы даже сказал, что отношение к феминизму в обществе очень плохое. Как вы думаете, в чем причина этого?

- Дело в том, что здесь есть серьезная ошибка. Ошибка в том, что феминизм проявляется в Азербайджане как тенденция последних лет. На самом деле это не так. Каждый, кто занимается вопросами прав женщин и гендерного равенства, на самом деле является неотъемлемой частью феминизма. Не обязательно, чтобы активистка по защите прав женщин защищала права женщин. Люди, которые ценят, понимают и поощряют права женщин, как среди женщин, так и среди мужчин, могут быть представлены как люди с феминистским подходом. Но в последние два года люди, которые отмечают 8 марта знаменательным маршем, представляются основателями феминизма. Это неправильный подход. Потому что за последние 20 лет в Азербайджане растет число людей, пытающихся вывести права женщин, воплощающие ценности феминизма, права человека на самый высокий уровень. Мы не можем поставить эту 20-летнюю работу под ноги работе последних двух лет. Потому что была проделана большая работа. Сегодня существование женщин, у которых хватает смелости начать этот феминистский марш, на самом деле является результатом того, что старшие поколения заложили фундамент под ними. Поэтому презентацию необходимо пересмотреть. Для меня невозможно добиться хороших результатов радикальным шагом. Я думаю, что презентация последних лет - это радикальная презентация. Это очень раздражающее представление. Мы должны учитывать сильные и слабые стороны общества. Мы должны знать, что представление феминизма в такой форме разрушает все, что мы сделали. Мы должны знать, что общество не поймет этого правильно. Шаги, которые вызвали столько раздражения даже среди людей, имеющих хорошее отношение к феминизму, нуждаются в пересмотре. Я настаиваю на том, что  более похвально не торопясь по капле продвигаться вперед все  365 дней в году, чтобы продвинуть женщин на шаг вперед, а не организовывать этот марш один раз в год, несмотря ни на что. Однако я все еще понимаю, что есть фактор молодости, нетерпения и бунта. Но если этот бунт никуда нас не приведет, то этот метод следует пересмотреть. Я думаю, что хотя приуроченная к 8 марта акция является очень смелым шагом, нужно быть более осторожным, более сдержанным, более рациональным. Процесс отвращения к феминизму не будет продолжаться в такой форме. Я очень на это надеюсь.

- Что нужно для того, чтобы права женщин не нарушались в стране, чтобы женщины занимали лучшие места в обществе, активно участвовали в общественно-политической жизни страны? Каковы ваши предложения?

- У каждой женщины есть потенциал. Если у каждой женщины есть определенные возможности, она способна подняться выше того уровня, на котором существует. Поэтому вопрос должен идти в несколько этапов. Во-первых, это должна сделать сама женщина. Вопрос о ее образовании должен быть поставлен без компромиссов, однозначно, и должны быть созданы условия для того, чтобы она получила среднее образование хотя бы до конца. Иначе женщина без среднего образования ничего не добьется. Было бы очень хорошо, если бы образование было непрерывным. Параллельно женщина должна иметь доступ к информации во многих областях. Например, репродуктивное здоровье - это объединение всего тела, души и всей психической и физической гармонии женщины с учетом ее физиологических и гормональных проблем в целом. Это вопрос, который повлияет на всю жизнь женщины. Однако возможности женщин получить просвещение по этому вопросу очень низки. Необходимо очень серьезное просвещение в области репродуктивного здоровья. Должен быть осознанный подход к воспитанию девочек и женщин в целом, то есть справедливый подход к семье, руководству и принятию решений, справедливая среда внутри семьи. То есть работа с семьей должна быть сделана на втором уровне, а затем серьезная работа должна быть сделана на уровне школы. По мере того как девочки и женщины получают образование и поддержку на семейном уровне, их уверенность в себе будет расти. По мере этого их активность и лидерский потенциал будут возрастать. То есть повысить активность можно естественным путем, а не искусственно.

Вообще на государстве лежит большая ответственность. Феномен ранних браков должен быть однозначно предотвращен. На самом деле существует очень удобный способ, при котором человек в возрасте до 18 лет не может жениться. До получения свидетельства о браке совершение религиозных брачных обрядов должно быть запрещено. Есть такой приказ на бумаге. Однако на практике мы не видим его применения. Муллы, совершающие эти религиозные брачные обряды, должны быть сурово наказаны. Обычно семьи не дают согласия на объединение своих детей без религиозного или государственного брака. Если религиозная община будет полностью солидарна с государством, мы предотвратим это явление ранних браков. Если мы не допустим этого, то шансы девочек получить образование возрастут. По крайней мере, они могут закончить среднюю школу.

Тогда некоторые законы должны быть серьезно рассмотрены. Существование этих законов - благо. Но у них есть серьезные недостатки и недостатки, которые требуют экспертизы. Эти законы должны быть пересмотрены, некоторые положения должны быть переписаны. Важен и механизм реализации законов. Хотя существующие Национальные планы действий имеют недостатки, лучше иметь их, чем не иметь. Необходимо очень хорошо обеспечить их выполнение. Она нужна для того, чтобы совершить переход от бумажной жизни к реальной. Без этого не может быть никакого реального прогресса.

В целом необходим комплексный подход к правам женщин. Если количество негативных явлений в стране растет (например, в последние годы растет физическое насилие, убийства женщин, самоубийства), значит, мы не смогли правильно диагностировать проблему. Независимо от причины, симптоматический подход не изменит эту ситуацию без реалистичной оценки.

И, конечно, необходимо вовлекать в эту работу гражданское общество в целом. С 2014 года работа гражданского общества была полностью разрушена и полностью парализована. То, что мы видим сегодня, - это остатки гражданского общества. Сегодня нет такого понятия, как профессиональное и устойчивое гражданское общество. Ни одно государство не может решить даже меньшие проблемы без участия гражданского общества. Весь мир прошел через этот процесс. Если современные государства и достигли этих результатов, то только при участии всех секторов. Сегодня, если мы претендуем на построение сильного государства, мы не можем достичь того статуса, на который претендуем, там, где гражданское общество, СМИ и политические организации слабы. Я очень надеюсь, что правительство это поймет и вскоре исправит эту неловкую ситуацию.

 

Написать отзыв

Гендер

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей