lodoshaber.com
Некоторые российские СМИ несколько дней назад сообщили, что в регионе Эль-Баб Сирии с самолетов были сброшены листовки-обращения к населению с требованием покинуть этот район.
Более того, в одних сообщениях, поступающих из Эль-Баба, говорилось о бомбардировке города российскими самолетами, а в других – о террористических актах в некоторых частях региона Джераблус, приведших к гибели 3 и ранению 10 человек.
Напомним, что после проведенной Анкарой операции «Щит Евфрата» 24 августа 2016 года в северо-западном регионе Сирии террористические группы были вытеснены из Джераблуса и город перешел под контроль турецкой армии.
Хотя в то время армия, надвигающаяся на Эль-Баб, заняла часть города, все же не смогла захватить его полностью, так как внезапно натолкнулась на русские танки.
После взятия под полный контроль 911-километровой границы Сирии в ходе операции «Оливковая ветвь» в январе-марте 2018 года, внимание всех было приковано к Идлибу: если Москва требовала его очистки от радикальных исламистских группировок (в основном чеченцев, уйгуров и выходцев из Центральной Азии), то Анкара, считая их «умеренной. оппозицией», не приветствовала вытеснения данных групп из региона.
И хотя после гибели 27 февраля 2020 года 57 (официально – 34) турецких военнослужащих и принятия по настоянию Анкары решения о совместном патрулировании региона, сотрудничество Турции и России в Сирии де-факто прекратилось, и соперничество было перенесено в северные районы Ливии.
А когда осенью 2020 года Анкара оказала поддержку Азербайджану при освобождении им своих земель от армянской оккупации, Москва не стала открыто возражать, но уже тогда было ясно, что Россия не хочет усиления присутствия Турции на Южном Кавказе. Но со временем стали появляться официальные заявления разного уровня (пусть некоторые политики Азербайджана продолжают называть это «робостью Путина перед Эрдоганом»).
По всему этому, одна из причин вспышки недавних инцидентов в контролируемых Турцией регионах в Сирии состоит в стремлении Анкары закрепиться на Южном Кавказе и турецко-азербайджанское сближение.
Так что раздающиеся из Москвы официальные заявления говорят о намерении России, пользуясь этим сближением, полностью доминировать над Ереваном и не дать Турции закрепиться на Южном Кавказе. И одним из практических проявлений этого являются последние события в Сирии, распространение в первую годовщину трагедии в Идлибе информации о бомбардировке контролируемых Турцией регионов и осуществлении там террористических актов. Тем самым, Кремль, напомнив Анкаре о том, что она присутствует в Сирии с его согласия, старается отвлечь ее внимание от Кавказа и вновь привлечь к Сирии.
Но насколько Москве удастся отвратить внимание Турции от Южного Кавказа и, конечно, главным образом, от Азербайджана? По большому счету, развитие событий будет зависеть от степени обострения противостояния Анкары и Москвы в Сирии. Другая причина бомбардировки и террористических актов, направленных против присутствия Турции в Сирии, состоит в росте напряженности между Вашингтоном и Анкарой в течение последних 3 месяцев из-за ракет С-400. Так, США, открыто игнорирующие предложение Турции «хранить ракеты в ангаре при ненадобности», требуют от нее даже не упоминать о С-400.
Времена, когда президент Эрдоган, называя Трампа «друг Дональд», был уверен в Белом доме, уже миновали, а Госдепартамент не только в самой резкой форме поддерживает совместные нападки Конгресса и Сената на Анкару, но иногда даже затмевает их. Периодически президент Эрдоган заявлял, что он «никогда не откажется от С-400», а руководство российского ВПК настолько уверенно говорит о купле-продаже ракет между двумя странами, что отказ Турции от них кажется невозможным. Однако, с другой стороны, санкционные угрозы США все больше осложняют ситуацию. В этом контексте с целью вытеснения Турции из Сирии и осуществляются бомбардировки Эль-Баба и близкие по своей сути инциденты в других регионах. Цель – отвлечь внимание Турции от Южного Кавказа, в частности от Азербайджана и не дать ей уступить все более жестким требованиям Вашингтона.
Мы снова вернулись к прежнему мнению: по большому счету, позиция Баку будет иметь определяющее значение.
Маис Ализаде
Написать отзыв