Последнее обновление

(5 часов назад)
«Отсрочка вопроса открытия коммуникаций до заключения мирного соглашения отвечает интересам Ирана и России»

Армения подтвердила официальное заявление Баку о том, что статья о региональных коммуникациях была исключена по обоюдному согласию из проекта мирного соглашения. Об этом 7 августа рассказал руководитель пресс-службы МИД Армении Ани Бадалян.

Вместе с тем, она сказала, что разблокировка маршрутов продолжает оставаться важной частью видения и повестки Армении по достижению мира и экономическому развитию региона.

Отметим, что представитель Президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков заявил, что стороны договорились об исключении из проекта мирного договора статьи о транспортных коммуникациях, включая маршрут, соединяющий западную часть Азербайджана с Нахчываном.

Достигнута договоренность о решении этого вопроса на более позднем этапе.

Армянский политолог Сергей Мелконян заявил на конференции в Ереване, что Армения и Азербайджан в ходе последней встречи в Вашингтоне на уровне глав МИД обсуждали возможность передачи контроля над будущими коммуникациями международной частной компании по вопросам безопасности.

По его словам, международная компания должна контролировать участки коммуникаций как на территории Армении, так и на территории Нахчывана и Азербайджана.

Подразумевается, в том числе, пограничный и таможенный контроль.

Мелконян полагает, что Тегеран расценивает такое развитие событий как угрозу своим интересам в регионе.

Напомним, что во время встречи в Тегеране премьер-министра Армении Никола Пашиняна с духовным лидером Ирана Али Хаменеи последний открыто заявил, что Зангезурский коридор не отвечает интересам Армении.

Судя по всему, Зангезурский коридор был одним из вопросов, обсуждавшихся на этой неделе главой Совета безопасности России Сергеем Шойгу в Баку и Тегеране. Косвенным подтверждением этого является заявление Шойгу после встречи с Ильхамом Алиевым о том, что «Запад нельзя пускать на Южный Кавказ».

На вопросы ASTNA по этой теме отвечает эксперт по международным вопросам Эльман Фаттах.

Вопрос: Армения подтвердила заявление Баку о том, что по взаимному согласию из проекта мирного соглашения была исключена статья о региональных коммуникациях. Что это значит?

Ответ: Это прежде всего означает, что подписанное 10 ноября 2020 года трёхстороннее заявление можно считать канувшим в небытие. Большинство вопросов, содержавшихся в этом заявлении, либо решены, либо достигнута обоюдная договоренность об отказе от их решения. Заявление о намерении Азербайджана и Армении подписать в будущем новое соглашение в области коммуникаций также исключило последнюю оставшуюся в этом заявлении тему.

В то же время, откладывание вопроса открытия сообщений между двумя странами, особенно восстановления сухопутной связи между основной территорией Азербайджана и входящей в его состав Нахчываном, исторически существовавшей через Армению, внесло ясность в два вопроса: Во-первых, если такая линия сообщения  откроется в будущем, она ни в коем случае не будет беспрепятственным коридором. Мы сможем ехать в Нахчыван в рамках общей коммуникации, проехав через Армению (в рамках таможенных правил). Во-вторых, коммуникации между двумя странами не откроются до тех пор, пока не будет подписано мирное соглашение.

Вопрос: Хорошо ли это?

Ответ: Трудно сказать. На первый взгляд, это хорошо. Это было одним из жестких требований Баку к Еревану и препятствовало мирному соглашению. С другой стороны, откладывание решения вопроса до установления мира откладывает открытие коммуникаций на неопределенный срок, что означает отказ от лучшего инструмента, который мог бы способствовать процессу нормализации отношений между двумя странами.

Вопрос: Достигнуто соглашение о  том, что этот вопрос будет решаться на более позднем этапе. Означает ли это, хотя в проекте мирного соглашения этого нет, что он будет обсуждаться и согласовываться в двустороннем порядке после мирного соглашения?

Ответ: Да, именно это и имеется в виду. Однако в условиях невозможности подписания мирного соглашения откладывание этого вопроса до заключения мира сделало восстановление коммуникаций между двумя странами фактически невозможным.

Вопрос: Армянский политолог Сергей Мелконян заявил на конференции в Ереване, что Армения и Азербайджан в ходе последней встречи в Вашингтоне на уровне глав МИД обсуждали возможность передачи контроля над будущими коммуникациями международной частной компании по вопросам безопасности. По его словам, международная компания должна контролировать участки коммуникаций как на территории Армении, так и на территории Нахчывана и Азербайджана. Подразумевается, в том числе, пограничный и таможенный контроль. Возможно ли такое?

Ответ: Разумеется, если страны придут к общему согласию. Главный вопрос здесь в том, что межгосударственные границы являются предметом суверенитета этих стран. Если такое правило применяется международной комиссией, на основе соглашения между странами на равноправной основе, то это происходит в рамках суверенитета. Из заявления политолога можно сделать вывод, что оно должно основываться на взаимном согласии стран.

Вопрос: Во время встречи в Тегеране премьер-министра Армении Никола Пашиняна с духовным лидером Ирана Али Хаменеи последний открыто заявил, что Зангезурский коридор не отвечает интересам Армении. Какова будет реакция Ирана если международная частная компания будет контролировать коммуникации как на территории Армении, так и на территории Нахчывана и Азербайджана?

Ответ: Иран заинтересован в регулировании отношений между Азербайджаном и Арменией, но это не та страна, которая может диктовать свои условия. Если две страны проявят волю к такому соглашению, Ирану останется лишь выражать протесты. Однако есть и другие аспекты, которые усиливают возражение Ирана и дают повод усомниться в возможности такого соглашения в будущем. Дело в том, что сейчас в мире идет война между демократиями и автократиями. В рассматриваемом регионе Россия, Иран и Азербайджан, будучи странами управляемыми в жестком авторитарном режиме, ищут форму совместного сопротивления демократическим волнам, которые могут прийти с Запада. В этом контексте сам Баку, возможно, не в восторге от открытия этой линии ради планируемого к созданию на Кавказе авторитарного союза России, Ирана и Азербайджана (по возможности с участием Турции). На мой взгляд, откладывание этого вопроса до далекого от реальности заключения мира также в интересах Ирана и России. Иными словами, оценка снятия со стороны Баку требования о «Зангезурском коридоре» с мирных переговоров в качестве уступки Еревану , это половинчатый подход. Вопрос о коридоре был для Тегерана, по меньшей мере, такой же красной линией, как и для Еревана. Для правительства главной задачей на данный момент является не продвижение к какому-то коридору или к миру, а создание нового авторитарного союза на расширенном Кавказе. Для этого следовало принять во внимание красную линию Ирана.

Вопрос: Можно ли с этим связать заявление после встречи с Ильхамом Алиевым главы Совета безопасности России Сергея Шойгу, прибывший на прошлой неделе в Баку из Тегерана, о том, что «Запад нельзя пускать на Южный Кавказ»? Потому что вопрос коридора был включен в трехстороннее соглашение. Шойгу имел в виду, что Запад нарушает российский проект? Что в этом случае может предпринять Россия?

Ответ: Конечно же, это взаимосвязанные вопросы. К сожалению, в настоящее время Баку по региональным проблемам сверяет часы с Россией и Ираном чаще, чем с Западом. С этой точки зрения откладывание, предполагаемого в Вашингтоне соглашения, до заключения мира,  не только не дает надежду на его решение, что я неоднократно отмечал, но фактически служит снятию вопроса с повестки дня.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, следует решить этот вопрос?

Ответ: Имеется большой международный опыт регулирования такого рода вопросов. Политическая история полна международных соглашений о том, как воюющие страны нормализуют свои послевоенные отношения. Азербайджан и Армения не являются исключением. В настоящее время нормализация отношений между этими двумя странами связана с их ориентацией на разные геостратегические направления. Как я уже упоминал ранее, мир разделен на два острых полюса — демократии и автократии. Армения и Азербайджан находятся в сложной ситуации не только как исторически враждебные страны. В то же время они происходили на двух острых международных полюсах: Армения находится на передовой линии демократического фронта, а Азербайджан - на передовой линии автократического фронта. В таких условиях очень сложно договориться.

Буквально сегодня я обнаружил в социальной сети появилось видео. По Азербайджанскому государственному телевидению транслировался государственный гимн Иреванской Турецкой Республики в исполнении государственного оркестра. В настоящее время единственной причиной, препятствующей подписанию мира между двумя странами, являются сохраняющиеся в Конституции Армении территориальные претензии к Азербайджану. Официальный Баку справедливо настаивает на этом вопросе. Но, как Вы думаете, трансляция в таких  обстоятельствах гимна так называемого государства имени столицы Армении в исполнении государственного оркестра на государственном телевидении Азербайджана служит миру или делает мир невозможным?! Иными словами, международные условия, о которых я упоминал ранее, особенно деятельность властей на автократическом фронте, диктуют не нормализацию отношений между двумя странами, а напряженность.

Написать отзыв

Кавказ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей