Карабахский вопрос по прежнему обсуждается на разных площадках, и, хотя с момента окончания 44-дневной войны утекло немало времени, реальных результатов нет. Естественно, что при таком раскладе, многие эксперты сравнивают ход переговоров с переговорами 90-х годов. Переговоры, которые в свое время велись в Лиссабоне, Мадриде, сегодня ведутся в Брюсселе, Вашингтоне и Москве. Правда, после 44-дневной войны Азербайджан, получив преимущество, в отличие от 90-х годов, может продвигать свои интересы на каждой площадке. Но, по прежнему, участвующие в переговорах, третьи стороны – в первую очередь Россия, и даже Европейский союз, США выдвигают какие-то условия.
Как должен действовать Азербайджан в таком случае?
В беседе с ASTNA создавшуюся ситуацию комментирует аолитический комментатор Ильхам Исмаил.
* * *
Вопрос: Как вы оцениваете переговоры по решению карабахского вопроса? Были ли до сих пор в этой форме интенсивные и обнадеживающие переговоры?
Ответ: После 44-дневной войны надежду надежду сулил только брюссельский формат переговоров в 2022 году, но к сожалению, это была только надежда. Поскольку дипломатическая провокация России устраивали Армению, в переговорах возникла шестимесячная пауза. Переговоры в Вашингтоне, начавшиеся с 1 мая этого года, приобрели в Брюсселе субстантивный характер и наконец стороны заявили о признании территориальной целостности, озвучив конкретные цифры. Однако чувствуется, что ряд последовательных встреч, проходивших в Москве, снова сыграли тормозящую роль. В Кишиневе фактически была предпринята попытка повлиять на Азербайджан, применяя международную гарантию в отношении прав и безопасности карабахских армян. Интенсивность переговоров в этом году и предстоящие встречи отличаются от предыдущих лет, и чувствуется, что Запад настаивает на скорейшем подписании мирного соглашения.
Вопрос: Нормально ли когда третьим стороны, участвующие в переговорах - России, ЕС, США-выдвигают какие-либо условия? Должен ли Азербайджан допустить это?
Ответ: Дело в том, что третьи стороны всегда выдвигали условия, и именно эти условия препятствовали и препятствуют заключению мира. Больше всего в этом деле выделяется Россия. Поскольку Российская Федерация имеет реальное влияние на месте, она и за столом старается продвигать свои собственные условия. И главное ее условие - не дать другим посредникам проявить инициативу. Хотя она не выдвигает во имя мира каких-либо предложений, превосходящих западные, она лишь пытается искусственно тянуть время. Европейский Союз, выступая с позиций армян, поднимает вопросы статуса и в абстрактной форме гарантий прав и безопасности. В сущности, предложение Вашингтона вести переговоры между двумя странами напрямую, без посредников, более конструктивно. Правда, на Южном Кавказе на первом плане больше стоит борьба глобальных держав за влияние здесь, а не подписание мирного договора между двумя странами. Запад хочет скорейшего подписания мирного договора, чтобы вытеснить из Южного Кавказа Россию, которая занята войной на Украине и уделяет карабахскому конфликту мало внимания. Россия также тянет время, чтобы после Украины она могла в более комфортной обстановке сфокусироваться на карабахском конфликте.
Вопрос: можно ли ожидать положительных результатов от переговоров в Вашингтоне, Брюсселе, Гранаде и заключения до конца этого года мирного соглашения?
Ответ: Предстоящие встречи в Вашингтоне, Брюсселе, Гранаде выглядят многообещающе. На майской встрече в Вашингтоне стороны и посредники заявления об отсутствии согласия по принципиальным вопросам, не исключено, что на этот раз по какой-то части этих вопросов будет достигнута договоренность и на встрече в Брюсселе 21 июля лидеры Азербайджана и Армении подпишут какой-то договорный документ, например, рамочное соглашение. Однако в данном случае этот процесс пока не более, чем надежда, поскольку после каждой встречи стороны вызывались в Москву, что приводило к срыву договоренности, достигнутой на Западе. Во всяком случае США и Евросоюз не могли с учетом этого нюанса не предусмотреть проявление гибкости в своей политике.
Вопрос: Что должен предпринять Азербайджан, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Ответ: Азербайджан, дабы не терять времени в водовороте переговорного процесса, должен параллельно с работой над подписанием мирного соглашения, делимитацией, демаркационными работами, устранением барьеров в транспортной инфраструктуре, предпринять жесткие дипломатические шаги в направлении установления государственного контроля непосредственно в Карабахе. Должен быть установлен конкретный срок вывода вооруженных сил Армении с территории Азербайджана, а другие стороны должны быть предупреждены о том, что в случае его невыполнения будет применена военная сила. Тот факт, что армянские вооруженные силы Армении до сих пор не выведены с территории Азербайджана, является самым большим препятствием, которое подрывает взаимное доверие между сторонами и препятствует установлению мира. Этот фактор должен быть устранен как можно скорее.
Вопрос: Какие шаги должны предпринять Азербайджан, Армения, а также третьи стороны для коренного решения проблемы и конфликта?
Ответ: Большая часть работы в этом вопросе приходится на Азербайджан. Нынешнее полузамороженное состояние вопроса выгодно России и Армении, но всерьез не беспокоит Запад. Возможность повторного варианта 26-летних переговоров реальна. Серия безрезультатных переговоров может продолжиться, как это было в течение двух лет и семи месяцев. 3,2 тыс км2 территории Азербайджана находится под оккупацией, сепаратистский режим выступает с претензиями, Россия сохраняет свое влияние на Южном Кавказе используя карабахский конфликт. Поэтому Азербайджану предстоит большая работа в решении проблемы. Наша задача номер один – как можно скорее реализовать свое политическое, военное и экономическое преимущество.
Азербайджан должен объявить о гуманитарных государственных программах в связи с карабахскими армянами, следует еще раз заявить, что и их права и безопасность будет защищены также как защищаются права и безопасность азербайджанских граждан, никаких различий не будет. Параллельно следует раскрыть политическую дорожную карту по установлению государственного контроля Азербайджана в остальной части Карабаха и указать конкретные сроки. Если противоположные стороны - Россия и Армения, включая сепаратистский режим, проявят, как и сейчас, агрессию и потребуют в качестве условия какие-то статусные и другие уступки, не соответствующие государственным интересам Азербайджана, то в последний раз должно быть заявлено о решении проблемы военным путем.
Написать отзыв