Получать приз вышли продюсеры фильма. Поблагодарив жюри за награду, Артем Васильев отметил, что сам факт участия в конкурсе такого престижного фестиваля — уже успех, и объяснил, что ни операторы, ни режиссер не явились на церемонию награждения лишь потому, что уже заняты в новых проектах. А Андрей Савельев пошутил: «Раз уж нам не достался Золотой медведь, спасибо и за этого». Второй приз (ex aequo) в этой же номинации получил датский оператор Стурле Брандт Гревен за работу в фильме «Виктория» немецкого режиссера Себастьяна Шиппера. Таким образом жюри отметило две стилистически противоположных картины: о фильме «Под электрическими облаками» с их скрупулезно проработанным художественным решением мы уже писали, «Виктория» же рассказывает о путешествии главной героини по ночному Берлину и сделана совсем в ином ритме, но тоже по следам шедевров старых мастеров, Хичкока и Сокурова, одним планом, без монтажных склеек. Отметив «Викторию», жюри выполнило и свои обязательства перед страной — организатором фестиваля: другим немецким участникам конкурса призов не досталось.
Двух медведей решили присудить и за лучшую режиссерскую работу. Награды получили румынский фильм Aferim! (что можно перевести как «Браво!» или «Спасибо!») режиссера Раду Жуде и фильм «Тело» польского режиссера Малгожаты Шумовской. И здесь отметим единство противоположностей. Черно-белый Aferim! — роуд-муви начала XIX века, где два наемника, отец и сын, разыскивают по поручению местного феодала беглого цыгана. Стильная гротескная история про жестокие нравы и дикое невежество европейской глубинки спустя 200 лет звучит вполне актуально, поэтому, наверное, и заканчивается на печальной ноте. Малгожата Шумовска, гордо объявившая на вручении призов, что она не только режиссер, но и еще и женщина, подарила своим конфликтующим персонажам, отцу и дочери, общающимся при помощи экстрасенса, надежду в финале.
Две награды за лучшие роли, мужскую и женскую, наоборот, сошлись в одном фильме — «45 лет» режиссера Эндрю Хэйя, где Том Кортни и Шарлотта Рэмплинг сыграли пожилую пару, выясняющую отношения. Получая награду, Шарлотта Рэмплинг вспомнила, как ее отец получил золотую медаль на Олимпиаде в Берлине в 1936 году.
Когда председатель жюри Даррен Аронофски заговорил о том, как трудно делать фильм в условиях ограничений, стало ясно, что Золотой медведь достанется иранскому фильму «Такси».
Режиссер Джафар Панахи продолжает снимать кино, несмотря на запрет на профессию, но не смог приехать на фестиваль из-за того, что власти Ирана не разрешают ему покидать страну. Это награждение могло бы выглядеть политическим жестом, на которые всегда был способен Берлинский кинофестиваль, но в нем, бесспорно, присутствует и огромное уважение к поэзии кино. Даррен Аронофски, близко знакомый с голливудскими бюджетами и постановочным размахом, не мог не оценить изящества, с которым его иранский коллега преодолевает профессиональные ограничения: фильм «Такси» снят в интерьерах автомобиля чуть ли не камеру видеорегистратора, за рулем — сам Панахи, который бесплатно развозит персонажей-пассажиров: уличного вора, школьную учительницу, адвоката, торговца пиратскими дисками, старушек с золотой рыбкой и собственную племянницу. Полдень в Тегеране насыщен легкими и остроумными диалогами: о кино и политике, вере и суевериях, жизни и смерти — почти как у Вуди Аллена, чей фильм «Полночь в Париже» не случайно упоминается в одном из разговоров. Победитель объединил сердца профессиональных кинематографистов — членов жюри и кинокритиков, накануне вечером вручивших фильму приз ФИПРЕССИ.
В отборе остальных победителей просматривается отчетливый латиноамериканский акцент, возможно, благодаря присутствию в составе жюри мексиканской красавицы-режиссера Клаудии Льоса. Приз за лучший сценарий получил документальный фильм «Перламутровая пуговица» чилийца Патрисио Гузмана, Гран-при жюри достался фильму «Клуб» аргентинского режиссера Пабло Ларрайна, разбирающегося со злободневной антиклерикальная темой, приз имени Альфреда Бауэра за новые перспективы в кино был присужден гватемальскому фильму «Вулкан» режиссера Хайро Бустаманте о печальной судьбе прекрасной индейской девушки.
И совсем без наград остались участвующие в конкурсе работы живых классиков — серьезная мелодрама Вернера Херцога, видеоарт о небе над Лос-Анджелесом Теренса Малика и хулиганский опус Питера Гринуэя о приключениях Эйзенштейна в Мексике.
Директор Берлинале Дитер Косслик назвал свой фестиваль «путешествием вокруг света за 11 дней». В Берлине традиционно интересуются кино как окном в мир, возможностью познакомиться с другими культурами, публика здесь не ленива, любопытна и благодарна. Россию в этом году в разных программах фестиваля представляли сразу несколько фильмов, в том числе «Чайки» Эллы Манжеевой, полет которых по фестивалям может повторить успех «Овсянок» Алексея Федорченко, психоаналитический гротеск «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой и «14+» Андрея Зайцева — вечный сюжет о первой любви с прекрасными актерами-дебютантами Глебом Калюжным и Ульяной Васькович, которых режиссер нашел в социальных сетях.
«Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и «Вышивальщица» Люси Матвеевой участвовали в короткометражных программах детского кино «Поколение» и «Форум» соответственно. Отдельным мероприятием, подчеркивающим интерес к событиям в России, можно считать награждение Наума Клеймана призом «Камера Берлинале», а также показ в программе «Форум» фильма Татьяны Брандруп «Кино — общественное дело», посвященного истории Музея кино.
Фонд кино, представлявший российское кино на международном кинорынке в Берлине, отмечает интерес дистрибьюторов к таким фильмам, как «Поддубный», который продан для показа на территории Словении, Болгарии, Сербии, Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Ирана. Анимационный фильм «Снежная королева» увидят в Южной Африке, Турции, Израиле, Австралии и Новой Зеландии, Японии, Малайзии, Индонезии, во Франции и Германии фильм выйдет на DVD, а в Китае — на 3000 экранов в прокате. «Под электрическими облаками» вслед за Берлинале приглашен на десятки международных фестивалей. Большой интерес дистрибьюторов и фестивальных отборщиков вызвал «Метаморфозис» Любови Львовой и Сергея Тарамаева, известных по фильму «Зимний путь». Но его фестивальную судьбу продюсеры и прокатчики планируют связать уже с Каннами или Венецией.
Марина Рыженкова, специально для «Ленты.ру»
Написать отзыв