- 17.01.2023 - в Бухаресте между правительствами Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии было подписано «Соглашение о стратегическом партнерстве в области развития и передачи зеленой энергии».
- 16.02.2023 - ГНКАР и компания Masdar (ОАЭ) подписали в Абу-Даби Соглашение о совместной разработке проектов «зеленой» энергетики объемом в 4 Гигаватта .
- 02.03.2023 - В Азербайджане началось строительство завода взрывчатых веществ
- 23.04.2023 - Министерство цифрового развития и транспорта совместно с PASHA Holding и при поддержке Израильского технологического института - Технион учредило Центр кибербезопасности Азербайджана.
- 27.05.2023 – Компания Baykar и Минобороны Азербайджана подписан протокол о намерениях по совместному производству БПЛА в Азербайджане.
- 01.06.2023 - В Баку подписан Меморандум о сотрудничестве между Агентством развития экономических зон, Ассоциацией производителей машин и оборудования и АО UzAvtoSanoat Узбекистана по расширению производства автотранспортных средств в Азербайджане.
- 03.07.2023 - Подписан закон «Об электроэнергетике», регламентирующий энергопромышленную реформу в стране.
- 25.10.2023 - Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совместно с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым принимают участие в церемонии закладки фундамента газопровода «Ыгдыр – Нахчыван» и подписали протокол о прокладке железной дороги Карс-Нахичеван .
- 26.11.2023 - Президент Ильхам Алиев принял участие в церемонии открытия Гарадагской Солнечной Электростанции (СЭС) мощностью 230 МВт, построенной арабской компанией Masdar.
- 07.12.2023 - в Пираллахинском промышленном парке (ППП) состоялась церемония закладки фундамента фармацевтического производства ООО Gen Pharma Colombia Manufacturing Operations.
- 08.12.2023 - Милли Меджлис принял Кодекс о конкуренции и ее правовом регулировании
***
Политическая турбулентность в мире создавала проблемы для развития экономик. Между многими странами сократились экономические связи, а привычные стратегические торгово- транспортные маршруты приходилось сменять на новые. Каким-то экономическим парадоксом выглядит транзит российского газа в Европу через территорию воюющей Украины. Это – верх экономического прагматизма. Иные страны находили новые возможности. Для каких-то стран открывались новые возможности. Но и здесь негативы конфликтов нивелировали любые экономические выгоды, которые можно было получить в этом хаосе. Неожиданная вспышка войны между Израилем и Хамас в конце года потянула за собой вереницу проблем не только для Ближнего Востока. Он нарушила хорошие экономические завязки между Израилем и Азербайджаном. Войне этой пока не видно конца.
После роста экономики в 2022 году в 4,6% спад до 0,8% за 11 месяцев 2023 года мог бы показаться неожиданным, если бы не «взрывной» рост цен на энергоносители 2022 года. А он в значительной степени был вызван войной на Украине и последующей разбалансировкой мирового нефтегазового рынка. К этому прибавилась и ускоряющееся падение в Азербайджане нефтедобычи.
Снижение объемов ВВП уже сказалось на параметрах только что принятого Госбюджета-2024. Рост доходов значительно скромнее чем в прошлые годы. Но самый большой объем инвестиционных расходах бюджета будет направлен в Карабахский экономический район и на оборону страны. При этом рост социальных расходов в бюджете 2024 составил менее 1% по отношению к 2023 году.
Сопоставление с соседями также было не в пользу Азербайджана. Темп роста у Армении и Грузии составил 8,3% и 7,5%, соответственно. При этом средние зарплаты, пенсии, социальные пособия остаются вполне сопоставимыми по всем трем странам в течении многих лет. Большая часть роста в Армении и Грузии в прошлом году определялась временными факторами – ростом параллельного экспорта, заметным притоком релокантов из России и финансовых трансфертов. Азербайджан по многим причинам не включился ни в одну из этих экономических игр. Некоторое спокойствие властей на фоне хлынувших в эти страны айтишников можно было понять: так называемая финансовая подушка в экономике Азербайджана оставалась достаточно устойчивой. Стратегические валютные запасы выросли на конец года до $68,2 млрд., платежный баланс, хотя и несколько «подтаял» в четвертом квартале, остался в положительной зоне, курс стойко держался на отметке в 1,7 манат за доллар. Инфляция вышла к концу года на однозначный показатель в 9,3% и доходы населения (12,8%), средняя зарплата (11,3%) года догнали и перегнали инфляцию.
Между тем, расширение возможностей цифровой экономики и зеленый переход стали ключевыми в развитии экономики в 2023 года. «Цифра» уже стала одним из моторов экономического развития. В рамках первого венчурного фонда страны Caucasus Venture 15 новых стартапов. Министерство цифрового развития транспорта создало вместе с израильским институтом Технион Центр кибербезопасности, который среди прочего стал поставлять сотни молодых кадров для ИТ сектора. В сфере управления создавалось «Правительственное облако», ВР ввело первое цифровое управление добычей на новой платформе на АЧГ, фермеры получили доступ к собственным электронным платформам и с недавних пор получают субсидии, минуя чиновников. Мы уже не говорим о банковской системе, где ЦБА и Министерство цифровых технологий и транспорта заключили соглашение по ускорению внедрению искусственного интеллекта, а продвинутые арабские компании обещают помочь с обработкой данных. Как это ни странно прозвучит, именно дигитализация открывала дорогу для развития человеческого капитала.
Когда к снижению цен на энергоносители стала добавляться и заметное снижение добычи нефти азербайджанские экономические власти правильно рассудили, что правильнее «оседлать» волну зеленого перехода и сделать ее устойчивой и долгосрочной. Зеленый переход, помимо прочего, рассматривался ими еще и как возможность для привлечения прямых инвестиций и новых технологий, с последующим направлением на экспорт тех же «высвободившихся» объемов газа, которые появятся после строительства станций ВИЭ. А избыточные объемы произведенной на ВИЭ электроэнергии будут экспортироваться зарубеж. В январе 2023 подписано соглашение между Азербайджаном, Грузией, Румынией и Венгрией по строительству подводного электрокабеля для экспорта в Европу как минимум 1 гигабайта электроэнергии. Но подобные же идеи заразительны: уже и страны ЦАР заговорили о возможности объединения их энергосистем с энергосистемами Южного Кавказа и даже стали говорить о дальнейшей ее прокачке в Европу. Для привлечения инвестиций в ВИЭ был принят новый «Закон об электроэнергетике», который регламентирует весь комплекс взаимоотношений между государственным и частным сектором, так и особые условия работы с иностранными компаниями, которые уже пришли и приходят в страну. А их немало.
В этом можно увидеть и модель экспортно-ориентированной экономики, но внутри ТЭК, когда одна продукция постепенно сменяется другой. Но это лишь один элемент экономической стратегии. Но продуктивнее говорить и другом ее элементе – включении экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости. Азербайджан здесь действовал довольно последовательно, пытаясь реализовать через эту модель через предельно тесное сотрудничество с рядом стран ЦАР и Арабского Востока. С Узбекистаном , например, эта была попытки найти синергию и включиться в цепочки успешного узбекского автопрома. И вообще вся стратегия взаимодействия Азербайджана и Узбекистана носит долгосрочный и основательный характер. Такие цепочки добавленной стоимости могут появляться и как результат создания конкурентной среды внутри какой-то одной успешной отрасли, например, фармации. Отчасти мы видим это в промпарке в Пираллахи, где заложен камень под фундамент здания известной фармацевтической компания из Турции. А на подходе – не менее известная компания из Венгрии.
Какие-то другие элементы этой программы, в частности, достижение экономической конкурентности, представляются крайне затруднительными. Прежде всего по той причине, что в экономике незаметно усиливается монополизм. Крупные экономические группы ведут себя достаточно жестко по всем секторам. Они не только подавляли конкуренцию, но и перекрывали доступ малого и среднего бизнеса в новые ниши экономики. Экономика без конкуренции на внутреннем рынке никогда не может претендовать на конкурентность на внешнем. Можно рассчитывать, что здесь сделает свою работу принятый в декабре Кодекс конкуренции.
2024 год должен стать годом качественной реализации проектов, начатых в 2023 году. И создания институтов под их развитие. Экономические реформы должны подкрепляться политическими реформами. Именно они способны снять различия в экономическом развитие столицы и регионов. Только политические реформы могут стать гарантами экономических свобод, защиты собственности. Именно они могут помочь завоевать доверие к стране внешних инвесторов, создав полноценную правовую среду для развития экономики.
Написать отзыв