Последнее обновление

(10 часов назад)
Антикоррупционные механизмы в Азербайджана работают на 50%

 Несмотря на принятие в последние годы в Азербайджане действенных шагов по борьбе с коррупцией, необходимы меры по повышению прозрачности государственных и общественных институтов, а также в сфере государственных закупок. Об этом говорится в отчете: «Оценка Национальной системы прозрачности: Азербайджан-2014» (Милли шяяфафлыг системинин гиймтелендирилмяси: Азербайджан-2014), который был презентован 18 июля организацией «Transparency Azerbaijan» в Баку.

Как сообщила глава  «Transparency Azerbaijan» Рена Сафаралиева,  исследование подготовлено по методологии организации «Transparency International»,  которая использовалась для отчетов  по более чем, 100 странам мира.

Оценка была осуществлена на основе анализа законодательства и практики, опросов органов власти и независимых экспертов.

Объектом исследования были органы исполнительной, законодательной власти, политических партий, НПО, медиа, бизнеса и др.

Проект был реализован при финансовой поддержке ЕС.

Секретарь госкомиссии по борьбе с коррупцией   Вусал Гусейнов в целом позитивно оценил отчет. На его взгляд, исследование отражает предпринятые в последние годы меры по усилению антикорупционных механизмов, совершенствование институциональных структур в соответствии с международными стандартами.

Он подчеркнул, что исследование стало показателем сотрудничества госорганов и гражданского общества.  

Глава операционного отдела представительства ЕС Федерик Берн сообщил о поддержке ЕС проектов по повышению потенциала госорганов в борьбе с коррупцией и повышению прозрачности. В частности, ЕС реализовал твиннинг проекты в министерствах финансов и налогов, в том числе по созданию электронного аудита для крупных налогоплательщиков. Совместно со Всемирным банком предполагается реализовать проект по оценке госрасходов.  

Координатор проекта: «Оценка Национальной системы прозрачности»  Мухаммед Мурадов представил само исследование.

Объектами исследования стали 13 субъектов: государственные и частные институты, включая законодательный орган, исполнительную власть, судебную систему,  государственный сектор (госслужбу), правоохранительные органы, ЦИК, аппарат Омбудсмана, политические партии, медиа, гражданское общество и бизнес.

Оценка проводилась по трем критериям – дееспособность (фаалийят габилийяти), управление (идарячилик) и роль в системе прозрачности (шяяфалыг системиндя ролу), а также по 5 индикаторам: ресурсы, независимость,  прозрачность, отчетность (хесабатллылыг), правильность (дюрюстлюк).

Так по индикатору «Ресурсы»  Национальная  система прозрачности была оценена в 66 баллов из 100 возможных.

Наибольшими ресурсами для борьбы с коррупцией обладает исполнительная власть.

В то же время,  гражданское общество и политические партии испытывают проблемы с финансированием, в том числе, со стороны частного сектора.

Уполномоченный по правам человека наделен дополнительной функцией  информационного омбудсмена, однако, дополнительных средств на это не выделено.

Ограниченна ресурсная база и Счетной палаты.

По индикатору «Независимости» оценка прозрачности составила 60 баллов. 

И здесь больше самостоятельности у исполнительной власти.

При этом суды первой инстанции зависят от органа исполнительной власти – Минюста в вопросах бюджета и определения штата работников. Глава Минюста также является руководителем Судебно-правового совета.

Ограничены и возможности парламента в плане запроса информации от исполнительной власти.

По индикатору «Прозрачность»  - средняя оценка 53 балла. Здесь обращают на себя внимание проблемы с прозрачностью парламента, где парламентские дебаты не показываются ни по одному телеканалу или он-лайн телевидению.

Нет прозрачности в работе Национального телерадиосовета (НТРС) в проведении конкурсов по предоставлению частот.

Нарекания вызывают и поправки в законодательство от 2012 г. , когда информация о владельцах компаний была отнесена к коммерческой тайне.

По индикатору «Отчетность» оценка составила 52 балла.

Несмотря на ежеквартальные отчеты перед общественностью Управления по борьбе с коррупцией генпрокуратуры, суды не предоставляют статистику о завершении рассмотрения уголовных дел.

В сфере бизнеса не принят закон о корпоративном управлении, обязывающим отчетность компаний.

Нет законодательной нормы, обязывающей Госагентство по закупкам привлекать в тендерные комиссии экспертов со  стороны. Это агентство также вне контроля Счетной палаты. 

По критерию «Правильности»  средняя оценка получается 54 балла.

Здесь речь идет о соблюдении этических кодексов.  Среди недостатков в этой сфере указывается на голосование депутатами вместо коллег.

Рекомендуется также принятие закона о конфликте интересов и защите информаторов о фактах коррупции.

Баллы по трем следующим критериям  составили: «дееспособность» - 63,   «управление» - 53  и «роль в системе прозрачности» - 46.

При этом по последнему критерию наиболее высокий балл  у исполнительной власти – 68, что возможно благодаря созданию службы «АСАН-хидмет».

У судебной системы всего 37 баллов, что связано с ее зависимостью от исполнительной власти.

В отчете выдвинуты также рекомендации. В частности, предлагается обеспечить обнародование деклараций о доходах депутатами и чиновниками.

Счетной палате дать полномочия проводить аудит Госагенства по закупкам и Нефтяного фонда, а также функции проведения предварительного следствия. Также рекомендуется обеспечить прозрачность НТРС и устойчиво финансировать гражданское общество.—06C-

Написать отзыв

Политика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей