Последнее обновление

(6 часов назад)
Sergei Lavrov.

Sergei Lavrov.

Отвечая на вопрос о месте дислокации турецких миротворцев, прибытие которых ожидается для окончательного урегулирования карабахской проблемы, министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил так, как  будто Азербайджан и Нагорный Карабах — разные государства. 

«Никаких миротворческих подразделений Турецкой Республики в Нагорный Карабах направляться не будет. Границы мобильности турецких наблюдателей ограничиваются теми географическими координатами, которые будут определены для расположения, размещения создаваемого российско-турецкого мониторингового центра на территории Азербайджана, на той части территории, которая не приближена к Карабаху и которая будет дополнительно согласована», - сказал он 12 ноября.

Тревогу азербайджанцев вызывают также некоторые сообщения из зоны недавних боев и Армении. В Ереване премьер-министр Н.Пашинян призвал народ объединиться для возвращения утерянных азербайджанских территорий, глава незаконного режима в Карабахе Араик Арутюнян, приказавший бомбить Гянджу, намерен и дальше командовать на контролируемой русскими территории. На автомобильной дороге в сторону Карабаха армяне засняли на видео направляющиеся в Азербайджан российские боевые системы «Град», не предусмотренные для осуществления миротворческой миссии РФ.

Означают ли странные слова Лаврова намерение России оторвать Карабах от Азербайджана, прикрывая эту операцию «миротворчеством»? Не потому ли Москва противится присутствию в Карабахе турецких военных? С этими вопросами Turan в устной и письменной форме обратился в пресс-службу МИД Азербайджана и за прошедшие сутки ответ не получен.

Мы просили объяснить происходящее депутата Милли Меджлиса, политолога Расима Мусабекова.

Он считает, что весь опыт российского миротворчества в Грузии и Молдове не располагает к другим ожиданиям относительно поведения русских в Карабахе. Наивные политики могли думать, что российское миротворчество будет беспроблемным. Но решение принималось исходя из объективной ситуации. Любое решение содержит возможности, результаты, и риски. Для нас было очень важно, чтобы армянские ВС были выведены из Азербайджана. Это можно было сделать через большие потери азербайджанских военнослужащих и имиджевым ударом по нашей стране, так как Армения и ее зарубежные покровители выставили бы нас как  виновников этнической чистки.

Нам нужен был компромисс для вывода 20 тысяч вооруженных армян из Карабаха (цифры Н.Пашиняна) . Там у них осталась тяжелая военная техника, которую также надо было как-то вывести. Турецкий мониторинговый центр нужен для того, чтобы контролировать исполнение Россией вывод армянской живой силы и техники, чтобы армяне не прятали танки, минометы и прочие средства войны в тайных убежищах, - продолжил депутат.

«Мы победили, так народ однозначно принял случившееся, что мы видели по массовым празднованиям на азербайджанских улицах. Население России не верит. А то, что придется весьма плотно наблюдать и ограничивать российские действия сомнений не вызывает. Наше партнерство в этом вопросе с Турцией, мониторинг и миротворчество этой страны будет балансировать и ограничивать обычное для России одностороннюю трактовку всех событий в своих интересах.

А Лавров в своем амплуа, создает проблемы которые потом с ловкостью фокусника будет имитировать их решения.   Россия за спиной Минской группы ОБСЕ заключила соглашение по Карабаху. Дальше понимая, что одна действовать дальше не сможет, пригласила сопредседателей МГ ОБСЕ в Москву для осуществления давления на Азербайджан, чтобы решить вопрос о статусе Карабаха. Для этого была создана Минская группа.

Лавров и дальше будет выдавать двусмыссленные заявления. Мы научились парировать подобные действия Лаврова и скажем, что может, Минская группа ОБСЕ не закрывается, а триумвират, сопредседательство этой структурой себя не оправдало и должно прекратиться. Мы в состоянии самостоятельно информировать Минскую группу о событиях в Карабахе, все что связано с интеграцией армян в азербайджанское общество.

Лавров пытается обозначить субъектность Нагорного Карабаха в какой-то форме. Такое следовало ожидать. Это плоскость дипломатических действий Азербайджана и мы давно научились их парировать. Пока же сказанное Лавровым не самое сложное из того, что стоит перед нами. Пока слова Лаврова  — только слова», - заключил Р.Мусабеков. 

Политолог Илгар Велизаде сказал для Turan, что для России, США, Франции сказанные Лавровым термины остаются по инерции. В понятие «Нагорный Карабах» нельзя вкладывать особый политический смысл. В процессе совместной работы терминологический вопрос , смысловая нагрузка терминов будет согласована. О статусе НК сейчас говорить нельзя, Лавров говорил, что статус НК — не повестка сегодняшнего дня. Под влиянием реалий отношение к терминам будет меняться так как официальный Баку заявлял о невозможности возвращения к прежнему статусу-кво в Карабахе, - сказал Велизаде.

«Консультации с турецкой стороной продолжаются. Когда Лавров говорил о дислокации турок, Шойгу и Хулуси Акар вели переговоры в Анкаре. Они договорятся о спорных вопросах, договоренности подтвердятся президентами и тогда риторика Лаврова изменится.  Лучше обращать внимание не на заявления, а на действия посредников», - сказал Велизаде.

Он предлагает азербайджанской общественности не торопиться с подозрениями. Люди оперируют «сырой» информацией, смотрят кадры неофициальных сетевых каналов. Неправильно делать выводы из выставляемых в сетях отрывочных и сомнительных сообщений. Правильнее делать выводы о решениях и их выполнении, ждать конечный результат, так как выводы на основе промежуточных  заявлениях и действиях могут быть опровергнуты последующими событиями.

Главное что нужно знать: события в Карабахе реализуются Азербайджаном, Россией и Турцией. Мы, три страны — активные исполнители. Армении, как проигравшей стороне  отведена роль пассивного участника, исполнителя известного соглашения. Все зависит от того, как будут договариваться между собой Россия, Азербайджан и Турция», - объяснил И.Велизаде.

Научный сотрудник Института Экономики Российской Академии Наук  Александр Караваев также ответил на вопросы Turan.

Объясняя определение Лаврова «Нагорный Карабах» эксперт сказал, что этот топоним не может определяться вне документов, подписанных сторонами прежде и в будущем. В том числе подписанным 13 ноября В.Путиным  Междведомственного центра гуманитарного реагирования для содействия решению гуманитарных вопросов и восстановлению гражданской инфраструктуры в Нагорном Карабахе.

«Надеюсь, что документах не будет упоминаться «НКР». Не думаю, что следует искать в высказываниях Лаврова злонамеренность. Нагорный Карабах никто не собирается выделять от Азербайджана. Утвержденный  В.Путин Центр  будет работать только с Азербайджаном и региональными, международными донорами. Соответственно, Центр  будет действовать через азербайджанские структуры и транспортные узлы, поэтому не надо беспокоиться думая, что работы в Карабахе будут выведены из азербайджанского контроля», - отметил Караваев.

Путин и Эрдоган достигли принципиального взаимопонимания по миссии гуманитарного сотрудничества. Алиев эту договоренность одобряет. Пока сразу подписать документ очень сложно. Над взаимодействием в Сирии Россия и Турция договаривались несколько месяцев. Поэтому неудивительно, что сейчас в печать просачиваются нестыковки, несуразицы. Надо иметь терпение и ждать результат. Думаю, ждать придется недолго, - сказал он.

«Единственное, что у нас нет понимания каким будет турецкий Мониторинговый центр. Неизвестен его состав, будут ли в нем армейские силы, или  только турецкая полиция. Обсуждается расположение этих сил. Исходя из практики патрулирования в Сирии понятно, что русские и турки будут находиться в разных местах. Как я понимаю, русские будут находиться внутри карабахского периметра, а турки — за периметром. Такая схема позволит осуществлять мониторинг и избежать серьезные инциденты. Азербайджан вдвойне себя обезопасил. Создаваемая структура более многочисленная, чем мониторинговая группа МГ ОБСЕ, и она полностью контролируется Азербайджаном.

Читая комментарии азербайджанцев,  вижу обеспокоенность граждан. Надо внимательно читать интервью И.Алиева которые он давал на протяжении нескольких лет, и особенно в месяцы войны. Травмированные войной граждане не осознают слов президента о том, что в Нагорном Карабахе останутся жить армяне, для них двери не закрыты.  Всегда официальным Баку четко разграничивались военные преступники от мирного населения.  Невинные люди не будут лишены прав проживания в Карабахе. А в Армении  стремятся затормозить процесс возвращения армян в Карабах  так как Еревану выгодно показать картину гуманитарной катастрофы, обвинив азербайджанцев. Здесь уместно присутствие комиссариата ООН по беженцам и других международных организаций», - завершил интервью А.Караваев.

 

Написать отзыв

Политика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей