ПАСЕ поздно вечером в среду на пленарном заседании осенней сессии принял резолюцию «Определение понятия «политзаключенный» на основе доклада германского депутата Кристофера Штрассера. За резолюцию проголосовали 100 парламентариев, против – 64.
Как передает специальный корреспондент Turan из Страсбурга, дебаты прошли в напряженной обстановке. В частности, острая дискуссия развернулась вокруг предложенной в Комитете по правовым вопросам и правам человека группой депутатов поправки, согласно которой определение политзаключенных передавалось бы в компетенцию Европейского суда по правам человека. Однако многие депутаты выступили против, указав на то, что в таком случае значение резолюции будет нивелировано, и она потеряет всякий смысл.
В ходе голосования голоса разделились поровну 89 на 89. Однако согласно процедурным нормам была принята норма в редакции, предложенной докладчиком.
Обсуждение доклада затянулось более чем на час.
При этом высказывались диаметрально противоположные мнения.
Ряд депутатов от России, Испании, Турции, Великобритании выступили против доклада. Они мотивировали свое мнение тем, что «это инструмент политического давления» и работа Штрассера «несовершенна».
По их мнению, в докладе нет четкого представления данного понятия. В частности, турок Мовлут Чавушоглу назвал доклад полной «чепухой».
Британский депутат Хэнкок обвинил докладчика в направленности доклада против Азербайджана. «В вашем докладе четырежды назван Азербайджан, может потому, что вам визу не дали», - съязвил частый в отличие от Штрассера гость в Баку Хэнкок. Он назвал доклад абсолютно «пустым».
В свою очередь, женщины-депутаты из Германии Шутцер и Грамонтаубадель выступили в защиту доклада и обвинили Чавушоглу в лоббировании интересов властей Азербайджана.
За принятие доклада высказались депутаты из Эстонии, Германии, Италии, Франции и др.
Депутат от Голландии Кокс предложил направить доклад в правовой комитет для доработки, однако его предложение не прошло.
На пресс-конференции, состоявшейся сразу после окончания обсуждения вопроса, Кристофер Штрассер заявил», что «принятие его доклада стало судьбоносным решением». По его словам, если бы этот вопрос был передан Евросуду, то ПАСЕ не имело бы полномочий и влияния в вопросе политзаключенных. Он также отметил, что в случае непринятия его доклада автоматически бы отпадал его доклад по политзаключенным в Азербайджане, который будет представлен на январской сессии ПАСЕ. «По-моему, именно эта цель и преследовалась», - сказал Штрассер. Он также сообщил, что на заседании правового комитета была сделана попытка заблокировать доклад, вычеркнуть пять пунктов, которые были в определении политических заключенных и передать этот вопрос в ведение Евросуда. Что касается его приезда в Азербайджан, то, по словам Штрассера, правительство Азербайджана должно принять верное решение и выдать ему визу, чтобы он смог на месте ознакомиться с ситуацией. Как добавил Штрассер, данное понятие вводится для всех стран СЕ, а для того, чтобы мониторинг проводился в конкретном государстве, необходима заявка ПАСЕ.
При этом он напомнил, что права человека не являются внутренним делом страны.
Напомним, что в докладе Штрассера дается следующие определение понятия политзаключенный. "Лицо, лишенное свободы следует рассматривать как «политзаключенного» если задержание было проведено в нарушении одного из основных гарантий, изложенных в Европейской Конвенции о защите прав человека и протоколов к ней (ЕСПЧ), в частности:
a) свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения и информации, свободы собраний и ассоциаций;
б) если задержание было проведено по политическим причинам без связи с любым преступлением;
с) если продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению, в котором лицо обвиняется;
d) если лицо задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; или, если задержание является результатом явно несправедливого разбирательства, и это связано с политическими мотивами властей, говорится в докладе. -04С-
Написать отзыв