Son yenilənmə

(13 минут назад)
Все, что блестит. Азербайджан и Олимпийские игры

Ранее Центр Сопротивления Репрессиям  при Институте Мира и Демократии объявил о начале кампании по призыву к бойкоту  первых Европейских Олимпийских Игр, которые должны пройти летом  2015 года  в Азербайджане. Глава института правозащитница Лейла Юнус  считает, что  Азербайджан, как стран политических репрессий, не подходящее место для европейской олимпиады. Видимо  инициатива  Юнус находит поддержку.  В  Лондоне уже появилась статья  на злободневную тему.

 

All that Glitters. Azerbaijan and the Olympics

Все, что блестит. Азербайджан и Олимпийские игры

Jul 10, 2014 • 10:42 am • by emma

http://platformlondon.org/2014/07/10/all-that-glitters-azerbaijan-and-the-olympics/

 

Приземляясь в аэропорту имени Гейдара Алиева в Баку, я думала, что знаю, что ожидаю. Это была моя вторая поездка в столицу Азербайджана и у меня все еще были яркие воспоминания о своей первой поездке год назад. Тогда я прибыла ночью, и Баку походил на одно из самых богатых мест на земле. Езда от аэропорта было сплошь в бликах огней и цвета. Дневной свет, однако, показал оборотную сторону города. Богатство было все еще очевидно на древних улицах при посещении уличных магазинов, ярких площадей и художественных магазинов, большинство из которых были пусты. Но спуск на другую сторону улиц в переулки походил на продвижение за кулисами на съемочной площадке. Грязь и развалины были повсюду; целые развороченные здания, обрушивая их пыльные интерьеры на улицы.

Несмотря на мои ясные воспоминания, Баку еще раз удалось удивить меня с момента, когда я сходила с самолета. Почти 24 часа без сна и я быладезориентирована – неужели было два аэропорта в Баку? Этот аэропорт Гейдара Алиева? Такой же, как я пассажир объяснил: “Это все ново, они открыли новый терминал месяц назад. Старый аэропорт исчез”. Я должна была предположить: Баку - город, который надолго в стадии строительства и здесь здания не остаются. В апреле 2013 г. я оказалась среди  декораций советской эпохи с оранжевыми и коричневыми кабинами с большим количеством художественного оформления. Аэропорт был лихорадочным, таксисты таранили гостей, пытаясь убедить вновь прибывших, что 50 манат это нормальная палата за проезд.

Новый терминал - шок из стекла и позолоты. Экраны высвечивают изображения вечернего блестящего Баку. Покрытая золотым металлом лестница ведет вниз в лобби,  к безмятежному месту, где лента с  багажом перемещается по кругу, вокруг несколько стендов с людьми, но остальные пусты. Вне аэропорта таксисты перемещаются нетерпеливо, пытаясь договориться  и заполучить  лучшую плату за проезд.

При поездке от аэропорта я вижу большое строительство: Олимпийский стадион, с  одной стороны, и Олимпийская гимназия - на другой. Баку готовится принимать гостей  первых европейских Олимпийских Игр. В ходе своего пребывания в городе я видела, что Олимпийские делегации Комитета шли по старому городу в спортивных майках, с эмблемами 1-х Европейских игр Баку-2015. Европейские Олимпийские игры - существенный удачный пиар для репрессивного режима Алиевых, они уже сделали два неудачных предложения на 2016 и Олимпийские Игры Лета 2020. Алиев утверждал, что эти небольшие игры являются доказательством, что Азербайджан политически устойчив, экономически успешен, с готовой инфраструктурой и страна, которая способна к оказанию гостеприимства за Летними играми. В действительности это были Олимпийские Игры, которые никто не хотел и Азербайджан был единственным претендентом. Для большинства стран это самые первые (возможно только) европейские Олимпийские Игры были слишком большим финансовым риском в строгой Европе. Но для авторитарного правителя, отчаянно стремящегося оказаться на международной стадии, с доходом от добываемого топлива,  это было прекрасной возможностью. Осенью 2015 Формула 1 также пройдет  в Баку. Еще один шанс для Алиевых, чтобы пообщаться с богатыми и известными людьми.

Алиев без сомнения надеется, что весь этот блеск и очарование отвлекут от реальной действительности жизни в Баку. В настоящее время есть 99 политических заключенных в тюрьме и люди регулярно подвергаются  избиениям или угрозам за то, что критикуют режим. Ассигнование Алиевыми культурных событий и учреждений - старая тактика – точно так же как нефтяные компании, спонсирующие культурные учреждения, он использует все это, чтобы получить социальную лицензию. По этой причине Лейла Алиева (дочь президента) является редактором журнала «Баку», по этой же причине Азербайджан теперь спонсирует испанскую футбольную команду «Атлетико» Мадрид, на футболках которых надпись «Азербайджан – страна огня», по этой же причине Азербайджан дал деньги Лувру. И это в стране, где здравоохранение недоступно и много людей в сельских регионах не имеют доступа к транспортируемому  по трубопроводу газу или питьевой воде.

Но режим не единственный, кто готовится к играм в Баку: азербайджанские активисты за демократию также готовятся. В течение моего времени в Баку у меня был шанс встретиться с Расулом Джафаровым, возглавившему кампанию конкурса песни Евровидения ‘Пой для Демократии’ (теперь Искусство для Демократии). Они уже планируют кампанию «Спорт за права человека» в ходе  европейских Олимпийских Игр. Расул объясняет почему:

Мы хотим использовать этот случай, чтобы привлечь внимание международного, особенно европейского сообщества к ситуации с правами человека. 15 000 атлетов приедут из 49 государств-членов – будут журналисты, поклонники, официальные делегации, это - большое международное внимание”.

Перед играми Алиев уже начал увеличивать давление на активистов в стране. Расул описывает ситуацию:

В феврале 2014 они внесли поправки в закон и косвенно запретили действия незарегистрированных неправительственных организаций – теперь есть очень высокие штрафы для неправительственных организаций, даже если они сделают маленькую техническую ошибку. Это очень опасно особенно для небольших НПО, потому что это означает, что они будут оштрафованы, как только они должны закончить свои действия”.

Кроме того, режим находит неисчислимые технические причины для отказа зарегистрировать гранты неправительственной организации. Во время поездки я слышала это много раз от азербайджанских друзей, которые теперь неспособны зарегистрировать гранты, включая организацию Расула.

Но Алиев не только обеспокоен играми; 2015 - важный для Азербайджана год из-за парламентских выборов и это первый раз, когда много молодых активистов, интересующихся политикой, будут в состоянии стоять на выборах. С 2012 года демократическое движение в Азербайджане взбодрилось, поскольку молодые люди нашли новые способы организовать свои действия. Режим нервозно отнесся к этим новым активистам и уже начал усиливать репрессии перед выборами.

Для некоторых цена организации высока. Лейла Юнус, хорошо известный правозащитный активист за права человека, вовлечена в миротворческий процесс  построения мира между Азербайджаном и Арменией, была задержана в аэропорту в апреле вместе с ее мужем Арифом Юнус. Они провели 6 часов в аэропорту, а затем их отвезли к их дому, где их ждали 40 чиновников. Ариф Юнус потерял сознание и, в конце концов – и только потому, что журналисты потребовали этого – был отправлен в больницу, куда он был помещен в отделение интенсивной терапии. Лейла был задержана на 26 часов, в течении этого времени ей не разрешили использовать туалет или отдохнуть. Когда журналисты подняли вопрос о плохом обращении с ней, руководитель Ясамальского районного отдела полиции города Баку полковник Исмаил Асадов сказал: ‘Она не азербайджанка! Она - армянка! И мы имеем право обращаться с ней таким образом”.

Спустя неделю после задержания Лейлы, ее коллегу, Матанат Азизову из Женского Кризисного Центра, вызвали на допрос в Генпрокуратуру, чтобы получить свидетельские показания против Лейлы, как армянский шпион. Чтобы не дать  вынужденных ложных свидетельских показаний (это не секрет, что  ‘свидетелей пичкают насильно наркотиками, чтобы они, таким образом, просто повторили  то, что им скажут), Матанат сбежала из страны. Однако когда ее сын и муж попытались присоединиться к ней, они были остановлены и теперь их держат в стране с целью заставить Матанат вернуться. Она боится за их безопасность.

В последний раз, когда я была в Баку, я встречалась с Матанат. Она объясняла важность работы, которую  проводит с женщинами, которые пытаются сопротивляться против  насилия в семье – часто со стороны своих мужей – в системе суда, который не признает бытовое  насилие. Причиной репрессий, почему азербайджанцы так долго оказываются перед тюрьмой и насилием в своей борьбе за демократию, Расул ясно связывает с нефтяными и газовыми доходами:

Прежде, чем нефтяные и газовые доходы стали поступать в Азербайджан, у нас было больше демократии и свободы. Основная прибыль от нефти стала поступать в 2005 году, когда трубопровод Baku-Тбилиси-Джейхан начал работать. И с того времени ситуация начала ухудшаться. У нас есть проблемы с арестовываемыми журналистами, политические заключенные, религиозные сторонники: если ты критикуешь правительство, ты можешь быть легко допрошен и преследуем по суду по сфабрикованным обвинениям”.

Теперь европейские лица, принимающие решения, сосредотачивают  политическую энергию и общественные деньги в Еврокаспийский Мегатрубопровод – огромный газопровод, который будет идти от Азербайджана до Северной Италии. Так же, как деньги от трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан были потрачены на заключение в тюрьмы людей, угрозу и подавление активистов демократии, так и доходы от Еврокаспийского Мегатрубопровода будут потрачены на то же, в том числе для Олимпийских стадионов.

 

 

Rəy yaz

Политика

Bizi izləyin

Populyar xəbərlər