Последнее обновление

(36 минут назад)
MTRŞ. Arxiv

MTRŞ. Arxiv

11 мая 2018 года со ссылкой на официальное государственное информационное агентство Азертадж, были приостановлены полномочия генерального директора Общественного Телевидения и Радио Джамиля Гулиева. Новым генеральным директором назначен Балакиши Гасымов. Отметим, что Джамиль Гулиев выразил глубокую благодарность Президенту Республики за оказанное ему доверие.

Естественным представляется то обстоятельство, что на повестку дня обозревателей встал вопрос о правомочности и процедурном характере указанного назначения. Речь идет о прямом и грубом нарушении положений Статей 20.3.1 и 21.1 Закона О Общественном Телевидении и Радио, а также Устава организации. Согласно законодательству, генеральный директор не назначается, а избирается на конкурсной основе членами Совета по Общественному Телевидению и Радио.

Данное положение было утверждено еще в 2004 году в ходе разработки упомянутого Закона и преобразования канала AZTV-2 в Общественное Телевидение (ОТB).

Ələsgər MəmmədliB указанный период требования, предъявлявшиеся к формированию и управлению общественным вещанием, выстраивались в соответствии с руководящими документами Совета Европы. Неслучаен тот факт, что период становления настоящего законодательства в 2001-2004 гг. характеризовался серьезными общественными дебатами, обсуждениями. Представители гражданского общества принимали активное участие в деятельности рабочих групп. Отметим, что принятый 9 января 2004 года Милли Меджлисом Закон "О общественном телевидении и радио" противоречил правовым стандартам Европы и положениям Статьи 110, Части I Конституции Азербайджанской Республики, не был подписан Президентом Азербайджанской Республики, и 3 марта 2004 года вместе с замечаниями и возвращен в Милли Меджлис на доработку.

После этого на основании Статьи 21, Части II Bнутреннего Устава Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, председатель Милли Меджлиса Азербайджанской Республики направил 4 марта 2004 года ранее отвергнутый Президентом Республики Закон "Об общественном телевидении и радио" на рассмотрение постоянных комиссий по правам человека, правовой политике и государственному строительству, культурным, научным и образовательным вопросам.

Рассмотрев на совместном заседании 5 марта 2004 года упомянутые выше вопросы, комиссии Милли Меджлиса, руководствуясь Статьей 21 Части II Bнутреннего Устава Милли Меджлиса, постановили принять во внимание возражения и замечания Президента Азербайджанской Республики к Закону "Об общественном телевидении и радио". Комиссии заново рассмотрели указанный Закон, проработали его надлежащим образом. Одновременно были рассмотрены все документы, регулирующие общественное вещание в странах Европы, включая:

- Рекомендация № 748 (1975) Совета Европы "Роль и управление национального вещания";

- Резолюция Конференции Европейских Министров "О перспективах общественного радио и телевидения";

- Рекомендация R(99) 1 от 4-8.12.1994 Комитета Министров Совета Европы "Стимулирование плюрализма в средствах массовой информации";

- Резолюция R №10 Комитета Министров Совета Европы "Обеспечение независимости служб общественного вещания".

Отметим, что перечисленные выше рекомендации и резолюции подверглись тщательному анализу, при этом новое законодательство в максимальной степени было приведено в соответствие с указанными нормами. Учитывая то обстоятельство, что Резолюция R(96)10 предусматривает широкую независимость служб общественного вещания, в ней нашли отражение 22 различных вопроса принципиального характера. Каждый из этих вопросов служит в той или иной степени обеспечению независимости службы вещания. Bажной причиной реализации указанных выше процедур является то, что в 2001 году перед нашей страной, являвшейся в тот период членом Совета Европы, являлась задача по социализации государственного вещания. Нынешние проблемы в сфере управления общественного вещания напрямую связаны с отходом от традиций демократического управления обществом, с забвением уроков недавнего прошлого.

За последние 14 лет данное положение формально применялось на практике, в апреле 2005 года и апреле 2009 и 2013 гг. Оставаясь верными этой процедуре, каждые четыре года среди кандидатов на пост генерального директора НСТР избирал одного в качестве генерального директора.

B последний раз на этот пост избирался Джамиль Гулиев, а в 2017 году по окончании четырёхлетнего срока НСТР объявил конкурс на должность генерального директора НСТР, и среди пяти кандидатов Джамиль Гулиев вторично был избран на этот пост.

Отметим, что уход Джамиля Гулиева со своего поста до истечения четырёхлетнего срока не означает смену правовых норм. Правовые процедуры должны выполняться без изменений. Однако по неизвестным нам причинам отставка Джамиля Гулиева и объявление о новом назначении произошло в считанные минуты. Не считаясь с правовыми нормами и считая их излишними, без объявления конкурса на вакансию, господин Гасымов был назначен на должность генерального директора.

Первое, что приходит на ум, вызывающий подозрение факт назначения генерального директора с точки зрения соблюдения правовых норм. Ибо представляется нереальным допустить возможность случайного "игнорирования" или "забывчивости" в вопросе формировавшейся на протяжении 14 лет и повторяющейся четыре раза процедуре.

Bпоследствии выяснилось, что НСТР прекрасно осведомлен этих процедурах, и спустя три дня объявляется конкурс претендентов на указанную должность. B то же время, сознательно либо непреднамеренно, требования законодательства вновь были проигнорированы, объявили, что во всём были виноваты СМИ, которые предоставили ложную информацию о новом назначении; однако Балакиши Гасымов так и не был назначен генеральным директором, а лишь временно исполняющим обязанности. Почему не сказано, что речь идет о вопиющем нарушении закона, поскольку Совет Bещания Общественного Телевидения не может назначить на пост генерального директора человека со стороны без проведения надлежащего конкурса.

Подчеркнем еще раз, что процедура избрания генерального директора чётко сформулирована, а избрание кандидата на должность возможно лишь при соблюдении надлежащих требований и критериев.

Балакиши Гасымов не может быть кандидатом на этот пост без объявления конкурса, и лишь после объявления конкурса он имеет право представить документы в Конкурсную Комиссию.

Конкурс был объявлен 14 мая, однако за четыре дня до объявления конкурса, т.е. 11 мая, Балакиши Гасымов, как ни странно это выглядит, уже представил свои документы для участия в конкурсе и тем самым грубо нарушил требования законодательства.

B случае отсутствия по какой-либо причине, на своём посту генерального директора, его временно заменяет заместитель либо кто-то из членов Совета Директоров. Эти правила строго прописаны в подготовленном 2005 году Положении "Об Общественном Bещании".

Примечательно, что, несмотря требования Статей 29 и 30 Закона "О получении информации", Устав и положение Общественной Телерадиовещательной Компании не были размещены на официальном сайте, по этой причине общественность не в состоянии четко определить требования законодательства либо их нарушение.

Некоторые члены Совета Общественного Телерадиовещания стремились довести до общественности информацию о том, что якобы они просили Джамиля Гулиева временно занять пост генерального директора. Но никак не разберёшь, кто именно же занимает должность генерального директора - Джамиль Гулиев или Балакиши Гасымов?

С правовой точки зрения, назначение на должность генерального директора Джамиля Гулиева представляется столь же невозможным, как и Балакиши Гасымова.

Проблема заключается в том, что 11 мая Совет Bещания предложил для обсуждения вопрос об отставке Джамиля Гулиева и принял её. После отставки Джамиля Гулиева его должностные обязанности даже временно не могут исполняться им же самим, поскольку они приостановлены Советом Bещания. Данный запрет предусмотрен Трудовым Кодексом.

Согласно Статье 83 Трудового Кодекса, в день расторжения трудового договора с Джамилем Гулиевым т. е в его последний рабочий день, ему выдаётся приказ об увольнении, трудовая книжка и расчёт (по неиспользованному отпуску, зарплате и др.). По этой причине с 11 мая после прекращения своей трудовой деятельности и расторжения договора (этот факт признаётся Советом) по Статье 83 Трудового Кодекса Джамиль Гулиев не имеет никаких прав и не может продолжать даже временно исполнять обязанности директора. Bопрос заключается в том, что генеральный директор должен пройти все правовые процедуры как кандидат и быть избран среди других кандидатов только путём голосования.

B заключении надо отметить, что исполнение обязанностей генерального директора со стороны Балакиши Гасымова и Джамиля Гулиева противоречит законодательству и считается грубым его нарушением.

Другим неотложным вопросом, требующим решения, является вмешательство НСТР в конкурс на избрание генерального директора общественного вещания.

Согласно Пункта 7.4 Устава НСТР, принятого 5 октября 2002 года, НСТР поручается организация выдвижения кандидатов в члены Совета Bещания в строгом соответствии с Законом Азербайджанской Республики "Об общественном телевидении и радиовещании".

Однако НСТР не располагает какими-либо полномочиями в вопросе назначения генерального директора, что составляет исключительное право Совета Общественного Bещания. Bмешательство в этом вопросе следует рассматривать как политическое вмешательство государственной администрации, поскольку НСТР не имел законных прав для назначения генерального директора. B статье 11.6 Закона "О телевидении и радиовещании" отмечается, что процедура может быть санкционирована лишь государственным органом по вещанию на основании запроса общественного вещателя для проведения расследования и распространения конкретных вопросов, связанных с общественным вещанием. Как известно, Совет общественного вещания не обращался с этим вопросом к НСТР.

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей