Исполняется 149 лет азербайджанской прессе — веха, которая возвращает нас к дальновидным усилиям Гасан бека Зардаби, который в 1875 году основал первую печатную газету «Экинчи» («Сеятель»). Новаторские начинания Зардаби посеяли семена азербайджанской журналистики, взрастив наследие, которое выдержало гнетущую обстановку царской России, советского правления и бурную политическую обстановку современного Азербайджана.
В следующем году власть планирует грандиозно отпраздновать 150-летие теперь уже своей прессы. Однако, несмотря на достижения современных технологий и цифровых медиа, азербайджанская пресса остается метафорически привязанной к эпохе линотипной машины, сдерживаемой правительственным влиянием, которое душит ее прогресс и свободу.
Романтизированное как маяк просвещения, видение Зардаби азербайджанской журналистики было пропитано идеалами свободной мысли, выражения и богатого литературного стиля. Однако сегодня эти стремления кажутся далекими от реальности. Современная азербайджанская журналистика, в лучшем случае, свелась к серии невдохновленных репортажей, лишенных глубины и критического анализа, которые представляли себе Зардаби и его современники, такие как Мамедгулузаде, Шахтахтинский, Сабир, Расулзаде, Агаев. Благосклонные к правительству СМИ обычно начинают свои репортажи с невдохновленной фразы «Об этом заявил такой-то», за которой следует содержание, которое часто лишено сути и критического понимания.
В день Национальной прессы – 22 июля состояние азербайджанской журналистики выглядит мрачным. Социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась страна, также сказались на СМИ. В последние годы финансовое давление, искусственно навязанное властями, парализовало независимые издания. Рекламный рынок, когда-то являвшийся жизненно важной экономической опорой для СМИ, сократился до всего лишь 10 миллионов долларов в 2022 году, при этом телеканалы монополизировали более 95% этого дохода. Международные стандарты предполагают, что здоровый рекламный рынок должен составлять около 1% ВВП, или примерно 700 миллионов долларов для Азербайджана. Тем не менее, резкий контраст красноречиво говорит о тяжелом положении медиаэкономики страны.
В тревожном повороте событий Государственный комитет статистики впервые не опубликовал свой годовой отчет о медиарекламе, сославшись на незавершенную работу. Это упущение, спустя шесть месяцев после окончания 2023 года, косвенно указывает на дальнейшее ухудшение рынка медиарекламы. Посещение Бакинского метрополитена раскрывает суровую реальность — пустые или дешевые рекламные плакаты доминируют в пейзаже, сигнализируя о резком спаде рекламного рынка, невиданном в последнее время.
Экономические ограничения — не единственные оковы азербайджанской журналистики. Правительственные веб-сайты все больше напоминают бутиковые платформы, отдавая приоритет стилю, а не содержанию. Отчеты о министерских встречах и официальных обсуждениях заполоняют цифровое пространство, не уделяя особого внимания информативной ценности. Закон о доступе к информации, призванный обеспечить прозрачность, регулярно игнорируется. Официальные ответы на информационные запросы либо отсутствуют, либо нерелевантны, что подрывает суть подотчетности.
Самоцензура стала распространенной проблемой, и журналисты и блогеры часто сталкиваются с тюремным заключением за выражение инакомыслия или затрагивание тем, которые неприятны властям. 149-й год азербайджанской прессы омрачен беспрецедентными арестами, в частности, журналистов из «Abzas Media», «Toplum TV» и «Kanal13». Эти аресты, якобы за иностранное финансирование, на самом деле являются карательными мерами против стремления к свободе слова.
Азербайджанские власти давно уже считают прессу козлом отпущения за экономические и социальные проблемы страны. Однако, по правде говоря, пресса просто отражает общество, которому она служит. Искажения в этом отражении часто исходят не от самих журналистов, а от тем, которые они освещают — искаженная статистика, запутанные официальные заявления и преднамеренное сокрытие информации, которая по праву должна быть общедоступной.
В то время как Азербайджан вступает в этот сложный юбилейный год, встает вопрос: Будет ли страна достойно чтить свое журналистское наследие? Путь от пионерских дней Зардаби до наших дней был полон препятствий, но дух свободного слова и правдивого освещения событий остается краеугольным камнем, который стоит защищать.
Говоря словами Шекспира: «Быть или не быть?» — азербайджанская журналистика стоит на этом экзистенциальном перепутье, стремясь вернуть себе целостность и свободу, о которых мечтали ее предшественники.
2 отзыв
Elchib
2024-07-22
Далее ситуация будет только ухудшаться.
Ruslan
2024-07-22
У нас что свободная пресса осталась что ли ?? ситуация давно уже плачевное если страной управляет мафия а народ ждет золотых гор ничего подобного ничего хорошего не будет с такой властью где воровство коррупция взятничество местничество ущемления прав граждан считается нормой правления...