«Проблемы находящихся в заключении журналистов могут быть решены, а обвинения могут быть сняты в течение одного дня»
По традиции, в преддверии Национального дня прессы ASTNA побеседовала о состоянии СМИ и журналистов за последний год с экспертом по вопросам СМИ, руководителем группы по правам медиа Халидом Агалиевым
* * *
Вопрос: Халид бей, какие события произошли в медиа за последний год? Чем запомнился этот год в медийной сфере Как изменилась ситуация со свободой слова и выражения мнений за последний год?
Ответ: Если подходить с правовой точки зрения, то об особых изменениях говорить не приходится. Три года тому назад был принят новый закон, в свете положений которого для медиа разрабатывается новый правовой порядок, который, к сожалению, не сулит ничего позитивного с точки зрения развития свободы медиа СМИ. Свобода медиа в Азербайджане и так является проблемной сферой – медиа в значительной мере находятся под контролем правительства. Новое регулирование направлено на еще большее усиление этого контроля и усиление зависимости медиа.
К сожалению, с конца прошлого года произошли беспрецедентные атаки на представителей свободных медиа, аресты. Эти события являются наиболее бросающимися в глаза негативными тенденциями за последний год.
Вопрос: Как вы сказали, это был очень тяжелый год для медиа. Начиная с ноября прошлого года, несколько независимых медиа были закрыты, и многие журналисты были арестованы? Чем сделали эти медиа? Почему их закрыли? И кто эти арестованные журналисты?
Ответ: В настоящее время под арестом находятся более 20 журналистов. Все они независимые представители медиа. Toplum TV, AbzasMedia прекратили свою деятельность, так как их учредители и некоторые сотрудники находятся под арестом, а остальные сотрудники находятся под следствием. Большинство согласно с мнением, что упомянутые медиа пытались действовать в соответствии с принципами, которых должны были придерживаться свободные медиа. Руководители упомянутых нами медиа после привлечения к ответственности их сотрудников были вынуждены прекратить свою деятельность, их интернет-ресурсы также подверглись атакам, их видео-базы были удалены. Это связано с журналистской деятельностью, иного вразумительного объяснения арестам, происходящим в этом контексте, привлечениям к ответственности, не существует.
Вопрос: Какие события произошли в связи с судебными процессами против журналистов?
Ответ: Законодательство все еще предусматривает уголовную ответственность за клевету и оскорбления. Это продолжает играть роль сдерживающего эффекта. Правда, эти положения строго не применяются. Но за последний год было свыше 20 таких судебных дел. Однако наказания в виде лишения свободы по этим делам не применялись. Но в целом, приходится отметить, что суды за последний год не приняли по какому-либо делу о журналистах решения в пользу последних. Ни по одной из жалоб, поданных в связи нарушениями права на доступ к информации, суды не вынесли решений, подтверждающих это право. Параллельно с этим Европейский Суд признал предполагаемые нарушения во всех своих решениях по жалобам, направленным из Азербайджана на нарушение свободы выражения мнений, медиа.
Вопрос: Был ли за этот год какой-либо положительный сдвиг относительно состоянии медиа в Азербайджане?
Ответ: Говорить о позитивных шагах в направлении формирования благоприятной среды для деятельности медиа сложно. Если говорить о позитивных вещах, можно отметить, что, несмотря на все трудности, в целом Азербайджану все же удалось сохранить существование свободных медиа, журналистики, продолжить свою деятельность. Есть риски, но доступ в интернет не является проблемой и так далее.
Вопрос: Как вы оцениваете деятельность медиа-агентства (Агентство развития медиа Азербайджана)? Каково положение медиаструктур, имеющих проблемы с реестром медиа?
Ответ: Агентство продолжает внедрение нового законодательства о медиа. К деятельности регулирующего органа на фоне нового реакционного законодательства можно подходить по-разному. Например, можно также сказать, что агентство придерживается «гуманистического» подхода к СМИ. Так, в Азербайджане существует тысяч СМИ, но лишь несколько сотен из них включены в реестр СМИ. Согласно новому закону, агентство может подать в суд на всех оставшихся и потребовать прекращения их деятельности. Но не делает этого. До сих пор этот шаг был предпринят лишь в отношении нескольких СМИ. В этом смысле можно говорить о «гуманизме» этой структуры. Вообще агентство по своему содержанию является продолжателем предшествовавшей ей структуры. Создание, как предыдущего Фонда поддержки СМИ, так и агентства объясняли тем, что медиа будут развиваться. Развитие медиа должно включать в себя преодоление ее зависимости, увеличение финансовых источников, доступ к доходам от рекламы. К сожалению, нельзя говорить о наличии хоть одного из этих условий. Напротив, СМИ стали более зависимыми от государственной помощи. И это плод не деятельности какой-то структуры, а общей медиа-политики.
Вопрос: Чтобы Вы предложили для обеспечения свободы журналистов, находящихся в заключении, создания свободной медиа-среды, чтобы ни один медиа-орган и журналист не подвергались преследованиям и давлению? Какие шаги должны предпринять власти и международные организации?
Ответ: В настоящее время мы живем в такой среде, что проблемы находящихся в заключении журналистов могут быть решены, а обвинения могут быть сняты в течение одного дня. Но атмосфера, практика, подход таковы, что на следующий день могут произойти более тяжкие события, чем мы наблюдаем ныне. Поэтому системные проблемы должны быть устранены, подход к медиа должен измениться. Но и этого недостаточно. В нынешней реальности освобождение медиа, журналистики было бы иллюзией. Существование свободных медиа в среде, где основные свободы, такие как выражение, собрание, выбор, убеждения, проблематичны, является сложной задачей. Политические институты, партии, НПО должны иметь возможность свободно функционировать, суды должны быть справедливыми, бизнес, общество должны быть свободными, чтобы существовала независимая журналистика, необходимость ее защиты. Без всего этого, что мы имеем под названием независимых медиа и журналистики, будет хрупким и имитативным.
Написать отзыв