Сотни людей погибли, когда Иран подавил протесты, начавшиеся в 2022 году (Daniel LEAL)
AFP: Казни осужденных, аресты диссидентов и возобновление патрулирования, требующего обязательного ношения хиджабов: Иран усиливает репрессии у себя дома по мере обострения напряженности в отношениях со своим заклятым врагом Израилем, говорят активисты.
Иранцы в Исламской республике подверглись усиленным репрессиям после того, как в сентябре 2022 года общенациональные протесты были спровоцированы смертью в заключении 22-летней Махсы Амини, которая была арестована за якобы нарушение обязательных правил одежды для женщин.
Но репрессии вступили в новую фазу из-за опасений обострения регионального конфликта, поскольку в пятницу Израиль нанес очевидный удар по Ирану.
Активисты сообщили, что страшные белые фургоны "полиции нравственности" вернулись на городские площади по всему Ирану, забирая женщин, которые, как считается, нарушили правило обязательного ношения хиджаба, действовавшее со времен Исламской революции 1979 года.
Начальник полиции Тегерана Аббас Али Мохаммадиан открыто объявил о последних репрессиях 13 апреля, а местные СМИ сообщили, что они получили кодовое название "Нур" ("свет" в переводе с персидского).
На многочисленных видеороликах, размещенных в социальных сетях под хэштегом "джанг алия занан" ("война против женщин"), видно, как полицейские-мужчины в бронежилетах запихивают женщин в фургоны в сопровождении женщин-полицейских, одетых в исламские чадры.
Улицы превратились в "поле боя"
"Исламская Республика превратила улицы в поле битвы против женщин и молодежи", - написала лауреат Нобелевской премии мира 2023 года и заключенная в тюрьму правозащитница Наргес Мохаммади в сообщении из тегеранской тюрьмы Эвин, опубликованном ее сторонниками в социальных сетях.
На одном из видео, снятом недалеко от станции метро "Таджриш" на севере Тегерана, женщина падает на землю после того, как ее задержала полиция, и рассказывает прохожим, которые затем пытаются привести ее в чувство, что у нее конфисковали телефон.
В другом случае было слышно, как полиция применяет электрошок к женщинам, которых окружили и посадили в фургон.
"На фоне растущего инакомыслия внутри страны и международного внимания, сосредоточенного на региональной напряженности, Исламская республика пользуется возможностью усилить свою кампанию репрессий против инакомыслия", - сказал директор Нью-Йоркского центра по правам человека в Иране Хади Гаеми.
"Без решительного международного ответа Исламская Республика получит стимул для усиления насилия в отношении женщин и вопиющих нарушений прав человека", - сказал Гаеми.
Сотни людей были убиты, по данным правозащитных организаций, и тысячи арестованы, по данным Организации Объединенных Наций, в ходе подавления протестов 2022 года, которые представляли собой одну из самых серьезных проблем для Исламской республики.
"Возможность ужесточить контроль"
Среди арестованных в последние дни была Аида Шахкарами, сестра 16-летней Ники Шахкарами, которая погибла во время репрессий в 2022 году, написала ее мать Насрин в социальных сетях.
Аиду задержали "за то, что она не надела обязательный хиджаб", - написала Насрин Шахкарами в социальных сетях.
Ника Шахкарами была найдена мертвой во время акций протеста, и некоторые члены семьи обвинили в ее убийстве силы безопасности.
Дина Галибаф, журналистка и студентка Тегеранского университета имени Шахида Бехешти, была арестована после того, как в социальных сетях обвинила силы безопасности в том, что они заковали ее в наручники и подвергли сексуальному насилию во время предыдущего ареста на станции метро, сообщает базирующаяся в Норвегии правозащитная группа Hengaw.
Казни, которые, по словам активистов, используются Тегераном как средство вселения страха в общество, также продолжаются быстрыми темпами: только в этом году, по данным базирующейся в Норвегии иранской группы по правам человека (IHR), было казнено по меньшей мере 110 человек.
По данным ММСП, среди казненных за последние дни была супружеская пара, 29-летний Эсмаил Хассаниани и его 19-летняя жена Марджан Гаджизаде, которые были приговорены к смертной казни по обвинению в торговле наркотиками по совместному делу и повешены в центральной тюрьме Зенджана 11 апреля.
"Режим, без сомнения, воспользуется этой возможностью, чтобы усилить контроль внутри страны", - сказал директор ММСП Махмуд Амири-Могаддам.
"Им все еще не удалось установить контроль, который был у них до сентября 2022 года. Возможно, у них появится возможность сделать это сейчас, если все международное внимание будет приковано к эскалации напряженности в отношениях с Израилем".
Написать отзыв