pinterest.com
Накануне Национального дня прессы продолжается серия наших интервью о состоянии СМИ. На этот раз, отвечая на вопросы ASTNA, оценку дню прессы дал журналист, медиа-эксперт, председатель Союза журналистов нового поколения Ариф Алиев.
Вопрос: Ариф бей, в каком состоянии сегодня находится наша пресса?
Ответ: В состоянии хаоса. Мы разделили жизнь наших СМИ в постсоветский период на несколько этапов: становление, развитие, застой, кризис. Теперь очередной этап хаоса. Наши СМИ подобны проколотому воздушному шару, пущенному в воздух: его траекторию предсказать невозможно, можно только наблюдать.
Вопрос: Почему день прессы с годами не стал праздничным? Что этому мешает или же кто не хочет, чтобы в Азербайджане день прессы стал праздничным?
Ответ: По сути, СМИ - это одна из ветвей власти в государстве. Его неофициальный статус таков - «четвертая власть». В нашей реальности это уже давно шестой палец исполнительной власти. Власть не знает, куда девать этот палец, как держать, чтобы он не выглядел так некрасиво. После Али Гасанова руководство медиа-политикой страны - если это можно назвать «политикой» - переходило и продолжает переходить из рук в руки. Теперь идет игра как минимум в три руки. Как в знаменитой басне Крылова, каждый тянет в свою сторону. Поэтому «воз и ныне там». Потому и хаос.
Вопрос: Пресса или журналисты сами пытаются улучшить положение СМИ?
Ответ: Если вести отсчет с 2008 года, с пресловутого съезда Совета прессы, было несколько таких все более слабых попыток. Ничего не вышло, и я не верю, что в ближайшее время что-то получится за счет журналистов. Как в том анекдоте: Чем? Какой силой? Когда вы говорите «журналисты», вы имеете в виду единую, сплоченную группу. И Вы правы, потому, что если нет единства, если нет воли, ничего не получится.
20 лет тому назад 42 редактора, встали плечом к плечу, устроили трехдневную забастовку в защиту своего коллеги, подвергшемуся преследованию. Этому человеку, кстати, редакторы не очень-то и симпатизировали.
За некоторыми исключениями, они по-прежнему на своих постах. Только сегодня они устраивают между собой склоки во время совместных поездок, или ломают копья в кабинетах политиков. Но, в любом случае, предметом их споров являются не «пути улучшения положение прессы».
Вопрос: Сейчас сохранивших свою независимость СМИ и журналистов можно сосчитать по пальцам. Другие журналисты практически смирились со своей судьбой. Почему им пришлось смириться с ситуацией или что заставило их это сделать?
Ответ: Я догадываюсь, кого Вы имели в виду в конце своего вопроса. Когда этот человек или эти люди покидали свои посты, надежды еще были живы, в СМИ говорили о кардинальных реформах. Но ведь один-два человека ничего не решают. Те же идеи, теми же методами сейчас пытаются реализовать другие. Правда, сейчас система работает не слаженно и четко, но ведь г-н Гасанов не стал «медиа-боссом» не в одночасье - опыт приходит со временем. Я видел, что эти самые «другие» действительно хотят серьезных изменений, они предпринимают конкретные шаги. Но, к сожалению, они остановились или были остановлены. Не хватило воли, одержали верх страхи перед неопределенностью, угрозой потерять контроль, спасовали перед армией редакторов, привыкших к «сладкой» жизни.
Что касается тех, кто смирился со своей судьбой, я не считаю это такую оценку верной. Те, кто хотел уехать, или те, кого вынудили это сделать, уехали, и некоторые из них продолжают добросовестно работать там. Другие пишут доносы на тех, кто остался в стране, чтобы повысить свою значимость в зарубежных организациях, сыплют оскорбления в интернет-каналах и бранят конкурентов. И оправдывают это причиненной им несправедливостью. Ущерб, который они нанесли этому обществу и нашим СМИ, не меньше, ущерба, нанесенного властями. Кого не назови, у всех есть иные интересы и контакты с олигархическими группировками.
Ситуация же с журналистами, работающими в стране, - это не их судьба. Судьба обрушивается на человека подобно камню. Здесь же речь идет о стене, построенной конкретными людьми по кирпичику. Один кирпич - это неограниченная власть и отсутствие реальной оппозиции, второй – легитимной отсутствие парламентаризма, третий - несправедливая судебная система и институт зависимых юристов, а четвертый - отсутствие активных НПО. Я назвал Вам четыре основных источника информации в журналистике. Если эти источники закрыты или не работают, журналистика превращается в «чурналистику» (бумагомарательство). Кстати, «чурналистика» - это не шутка, «чурналистика» - это плагиат, так сказать «б/у»- журналистика (бывшая в употреблении журналистика), и сегодня это термин, характерен как минимум для 90% азербайджанских СМИ.
Повторюсь - СМИ подобны велосипеду, они не должны останавливаться, если они остановятся, они упадут. Что будут делать СМИ, чтобы удержаться на плаву, когда сети сбыта рушатся, а рынок рекламы рушится? Они либо попадут в бюджетый казан, либо в карман политика, контролирующего бюджетный казан. Логика великая сила. Те кто идет против логики, например, те которые, как Вы выразились, «журналисты которых можно сосчитать по пальцам» - герои. Количество героев в любой прослойке общества, включая представителей СМИ, не может превышать 1-2%. Но остальные 98% нельзя винить в том, что они следуют логике жизни. Так обстоит дело во всех сферах, будь то СМИ или нечто иное. Давайте не будем вмешивать сюда судьбу и делать Бога соучастником наших дурных дел. По Вашему учителей и врачей, которые ходят на избирательные участки и вбрасывают фальшивые бюллетени в урны, должны назвать «смирившимися со своей судьбой»?
Вопрос: В Азербайджане создано новое агентство MEDIA. По-прежнему MEDIA были выделены средства под предлогом развития СМИ. Готовится новый законопроект. Как вы думаете, все это служит или послужит улучшению положение СМИ? Годы мы являемся свидетелями не развития СМИ, а, скорее, их упадка. Но куда идут эти деньги? Почему те, кто распределяет эти деньги, не требуют отчета – на что были потрачены эти миллионы и какие положительные результаты достигнуты? Неужели такая ситуация устраивает их? Может это и есть их цель?
Ответ: Мы можем создать две МЕДИА-организации и в 4 раза увеличить выделяемые СМИ деньги, мы можем разработать 10 новых прекрасных законов. У нас был отличный закон «О свободе информации». Когда он вступал в силу в 2005 году, его в Европе приводили в качестве примера для других стран. И что же? Оно послужило улучшению положения СМИ?
Также у нас есть счетная палата. По моему, неплохо работает. Во всяком случае, она расследовала хищения в КIVDF (Kütləvi İnformasiya Vasitələrinin İnkişafına Dövlət Dəstəyi Fondu - Фонд государственной поддержки развитию СМИ (ФПСМИ), подготовила отчет и попросила правительство привлечь к ответственности людей, которых оно признало виновными. На этом наши проблемы закончились или добавились новые? Агентство MEDIA на последнем конкурсе распределяло деньги между интернет-ресурсами. Форма «поддержки», которая была применена к печатным СМИ и якобы принесла нам успех, была применена и к онлайн-СМИ. Тогда зачем нужно было увольнять Али Гасанова? Применение этой методы к онлайн-СМИ была одна из его самых больших его мечтаний! В течение многих лет он и Совет прессы обсуждали новый закон и необходимость выделять деньги для интернет-СМИ.
Вопрос: Что Вы предлагаете? Что нужно сделать, чтобы скрасить день прессы? Какие шаги нужно предпринять?
Ответ: Когда у великого мыслителя Ахундова спросили - как бы он хотел быть похороненным? - он сказал, что мертвым безразлично, как живые спасутся от страданий, испытываемых мертвыми. Когда меня просят дать совет, я всегда вспоминаю эту сцену. Для журналистики не имеет значения, как обеспечивается зависимость медиа-организаций от государства. Если мы хотим прогресса, мы должны «демонтировать» стену, которая преграждает путь вперед. Но, я сказал «демонтировать», а не снести, потому что пока неизвестно, кто окажется под руинами. (Честно говоря, знаю). В своем ответе на один из предыдущих вопросов я перечислил «кирпичи» этой «стены». Трудно? Конечно, голодным СМИ сложно раздать деньги и преподнести предпраздничные подарки. Но это возможно. Кстати, в выражениях «день нашей прессы» и «день наших СМИ» в ваших вопросах ощущается намек на День журналистики. С профессиональным праздником, журналисты! С праздником народ! Пресса - самый совершенный социальный институт в вашей истории, созданный творчеством таких героев, как Ахундов и Зардаби, которые «не смирились со своей судьбой»! Его нужно защитить. Что касается этого праздника, то он особенный. Впервые после празднования Дня журналистики мы сможем провести его в освобожденной Шуше!
Написать отзыв