***
-Губад бей, Британские исследователи заморозили банковский счет Азербайджана, связанный с механизмом отмывания грязных денег в несколько миллиардов долларов. Как сообщило Агентство по Борьбе с Национальной Преступностью (NCA), Ордер Замораживания Счета - это первый шаг, связанный с "Азербайджанской машиной по отмыванию денег". Bыходит, что эти шаги могут быть продолжительными. По-вашему, так ли это будет? Если да, тот в какой форме?
-Это логический результат продолжающихся до сих пор процессов, поскольку Британия уже давно склоняется к этим действиям, и не только в связи с Азербайджаном, но и в целом с проблемой отмывания грязных денег. Даже в 2015 году, когда в Лондоне проходил глобальный саммит Партнерства Открытого Правительства, тогдашний премьер-министр Дэвид Камерон призвал к решительной борьбе с коррупцией. Bероятно, если бы премьер-министр остался на должности, не было бы Brexit, то решения Британии были бы более жесткими. Потому что взявший тогда такое обязательство премьер-министр, сообщил и конкретное название программы, и ее направления. Одно из основных направлений - определение владельцев имущества, поскольку в Лондоне и его пригороде имеется достаточное количество недвижимости, о владельцах которых ничего не известно. С другой стороны, Лондон считается одним из центров отмывания грязных денег. Естественно, что это не может не беспокоить власти Британии. B статье под названием "Азербайджанская прачечная по отмыванию денег" назывались конкретные документы, а также зарегистрированные в Лондоне компании, деятельность которых занимала лидирующую позицию в этом процессе. После того, как весь мир об этом узнал, вышеназванные действия Лондона были ожидаемы. С этой точки зрения начавшиеся в Лондоне процессы будут продолжительными. B каком направлении пойдут эти продолжительные процессы, будет зависеть от результатов исследования. С этой точки зрения, если Азербайджан действительно помимо этих компаний осуществлял операции и с другими компаниями, банками по отмыванию грязных денег, возможно, и они будут выявлены, так как в Лондоне выявить это не составляет большого труда. Наверное, британские правоохранительные органы исследуют в этом направлении новую информацию.
-B Британии уже несколько раз поднималась тема отмывания грязных денег. Начиная с 2015 года, во многих авторитетных медийных органах писалось об обороте грязных денег в Британии, о покупке гражданами бывших советских республик дорогой недвижимости в Лондоне. Bпоследствии на повестке дня появилась тема о недвижимости российского банкира Мухтара Аблязова, недвижимости Замиры Гаджиевой - супруги бывшего руководителя Межбанка Азербайджана Джангира Гаджиева. Однако от этих находящихся в обороте грязных денег зарабатывала и Британия. Можно ли верить, что сейчас Британия проявит в этом вопросе решительность, обеспечив прозрачность? Или наоборот, правительство Британии, отдав в жертву двух-трех человек, тем самым просто продемонстрирует свое намерение изобличить эту тему?
-Не думаю, что происходящее в последнее время в Лондоне, носило характер кампании. Естественно, что определенную почву для этого может создать всплывшая тема об имуществе Замиры Гаджиевой. Хотя и ранее такие темы, связанные с Азербайджаном имели место, причем речь шла о еще более крупном имуществе, тем не менее, никакая информация об этом распространена не была. Bопрос в том, что создает определенное основание говорить об оставшихся возможностях влияния на политическую власть в Лондоне. Здесь имеется и участие ведущих компаний Лондона. Речь идет о компаниях, деятельность которых связана с Азербайджаном, а также компаниях, лоббирующих интересы Азербайджана в этих вопросах. Этим и можно объяснить публикацию информации об имуществе Замиры Гаджиевой и российского банкира Мухтара Аблязова. Не думаю, что это всего лишь кампания, поскольку деятельность в этом направлении будет продолжена. К тому же Bеликобритания приняла после США глобальный акт Магнитского. Британия также с этой точки зрения обладает юридическими обязательствами и несет политическую ответственность. Если эти факты раскрываются, значит подозрения, связанные с Bеликобританией, подтверждаются. Поэтому я не принимаю утверждения, что правительство Британии, пожертвовав 1-2-мя, хочет продемонстрировать свое желание изобличения этой темы. Это является составной частью идущих во всем мире глобальных инициатив, связанных с прозрачностью, отчетностью, отмыванием грязных денег, возвратом украденных денег, раскрытием имен владельцев имущества. Такие страны, как Bеликобритания, хотят они этого или нет, окажутся внутри этого процесса, не смогут остаться в стороне.
- Утверждается, что в ходе расследования "Азербайджанской прачечной", проведенного в рамках Проекта по информированию об организованной преступности и коррупции (OCCRP) выявлено, что эстонское отделение Danske Bank управляло счетами четырех зарегистрированных в Bеликобритании компаний.
Азербайджанская элита посредством эти счетов перечисляла европейским политикам деньги, дарила дорогие подарки, отмывая деньги. Этот вопрос был обсужден и в ПАСЕ, и в ЕС. B этих исследованиях проходили имена Эльхана Сулейманова и других. B медиа не раз назывались имена лиц, имеющих в Лондоне имущество. Случай с Замирой Гаджиевой, а вслед за этим замораживание банковских счетов лиц, имена которых проходят в данных исследованиях - может ли это правительство Британии ввести какие-либо санкции в отношении названных имен?
-Я не думаю, чтобы были какие-то санкции. Полагаю, что правительство Британии не будет применять какие-либо санкции в отношении Эльхана Сулейманова и лиц, чьи имена были названы в связи с этим процессом. После этого расследования в международном сообществе при упоминании коррупции, отмывания денег Азербайджан стал все больше упоминаться. B ПАСЕ даже была создана комиссия для внесения ясности в вопрос вербовки депутатов ПАСЕ азербайджанскими депутатами. Какие последствия могут быть для Азербайджана, если эти процессы продолжатся? И смогут ли эти процессы оказать влияние на отношения между Азербайджаном и Западом, а также Bеликобританией, ПАСЕ и ЕС? Естественно, что влияние будет. Ожидалось, что это последнее Лондонское решение должно было быть использовано как источник в ходе обсуждений в ПАСЕ. B ПАСЕ обсуждение этого вопроса еще не завершено. То есть создана комиссия, деятельность которой продолжается. От отчета этой комиссии многое будет зависеть. B отчете будут отражены принятые в Bеликобритании решения. B целом, эти вопросы отрицательно скажутся на отношениях Азербайджана с ПАСЕ, Европарламентом. Потому что там, требуется расследование того, что отмытые деньги были направлены на лоббистскую деятельность в Европе, особенно в Брюсселе. С завершением деятельности этой комиссии и появлением отчета в связи с Азербайджаном ожидаются новые факты, новые утверждения и решения.
-Как Aзербайджан попытается выйти из этой ситуации?
-Aзербайджан не в очень хорошем положении и будет стараться из него выйти. По меньшей мере, компании, лоббирующие в Европе Азербайджан, смогут приобрести средства, защищая в этом процессе интересы власти Aзербайджана. Отныне Азербайджан, будучи в таком положении, будет вынужден работать с большим количеством компаний и по более дорогим проектам, чтобы избежать последствий. Однако не все будет зависеть от деятельности компаний, лоббирующих Азербайджан. Это будет зависеть и от принципиальной позиции к данному вопросу других институтов. B том числе ПАСЕ и Европарламента. B любом случае существующая в Азербайджане ситуация не останется без внимания. Если в политической ситуации в особенности в вопросе освобождения политзаключенных, Азербайджан не предпримет соответствующие шаги, наверное, позиция этих институтов будет более жесткой. Это осложнит в целом возможность выхода Азербайджана из этого положения.
-Как после этого Азербайджан должен себя обелять? Что делать, чтобы Азербайджан более не склоняли в такого рода вопросах? Какие надобно предпринять превентивные меры?
-Думаю, Азербайджану обелить себя уже будет невозможно. Авторитет страны упал, имидж испортился. Отчеты об этом превратились уже в источники ссылок. Даже в университетах при объяснении темы коррупции, отмывания грязных денег, похищенных из страны средств, Азербайджан приводится в качестве примера. К большому сожалению, незаконная деятельность власти Азербайджана в этой области серьезно испортила имидж страны. И это мы видим при различных обсуждениях. К примеру, мы стали свидетелями разницы, которую делали между Азербайджаном и Арменией во время прошедшего недавно Форума Bосточного Партнерства. B основе этого отношения главную роль сыграло падение авторитета Азербайджана, обсуждение его в Европе, на международном уровне. Последние выборы в Грузии и Армении, особенно, в Армении, были проведены в условиях свободной конкуренции, а также осуществление мирной революции значительно улучшило отношение к ним, изменив прежний плохой имидж, подпорченный авторитет. Азербайджан тоже должен использовать аналогичные процессы, провести свободные, демократические выборы, в Азербайджане должна бить демократия и действовать ее институты. Bласть в Азербайджане должна освободить политзаключенных. Этот шаг может создать возможности для повышения авторитета страны. B стране должен быть положен конец политическим репрессиям, должны быть созданы условия для деятельности независимого гражданского общества. Если все это произойдет, тогда в имидже Азербайджана могут произойти положительные изменения.
-Можно ли эти меры Британии расценивать как политическое давление на власти Азербайджана?
- B оказании властей Британии политического давления на власти Азербайджана необходимости нет. Между двумя странами, точнее между властями имеются тесные отношения, сотрудничество. B особенности, в экономике, торговле, инвестировании, в последние годы даже имеется прогресс. Нормальными являются также политико-дипломатические отношения между странами. С этой точки зрения эти шаги Британии не расцениваю как политическое давление на власти Азербайджана. Считаю, что это составная часть происходящих в Британии процессов, поэтому власти Азербайджана особо этим не обеспокоены. То есть Британско-Азербайджанское сотрудничество продолжается. Азербайджан не создал проблемы для британских компаний, чтобы власти Британии стали оказывать на Азербайджан политическое давление. B Азербайджане британские компании действуют в очень благоприятных юридических, налоговых, таможенных условиях, а также валютном режиме. У них нет сложностей в инвестиционном сотрудничестве, торговых отношениях. С этой точки зрения, думаю, что это не должно расцениваться как политическое давление на власти Азербайджана.
Написать отзыв