Açıq mənbələrdən foto
«Иран может направить радикальных верующих на совершение диверсионно-террористических актов»”
Вопрос: Ильхам бей, в последнее время отношения Ирана и Армении достигли своего пика. Как вы думаете, почему Иран пытается испортить отношения с Азербайджаном из-за Армении?
Ответ: Пик отношений Ирана и Армении еще впереди. Поскольку в карабахском конфликте остались незавершенные, незаконченные дела, Иран в этой ситуации старается принести Армении максимум пользы. Дело не завершится транспортировкой топлива, бытовых материалов, товаров первой необходимости для карабахских армян и закупкой медных концентратов из Армении. Как логическое продолжение, проводимой до сих пор Ираном политики, следует ожидать любых действий, вплоть до координации проведения врагом провокаций на наших землях. Эта политика имеет исторические корни. Не секрет, что даже во времена СССР, отношением режимов Ирана (как при шахе, так и при муллакратии) к Азербайджану было неискренним. После обретения Азербайджаном независимости отношение Ирана к нему уже стало не просто неискренним, а стало косвенной, а иногда и прямой поддержкой тех бед, которые могли бы положить конец нашей независимости. И причиной этому является Южный Азербайджан, где живут миллионы наших соотечественников. Южный Азербайджан считает независимую Азербайджанскую Республику своим родным государством, хранит национальные чувства. Иран обеспокоен победой, одержанной Азербайджаном в ходе 44-х дневной войне. Иран не в состоянии переварить превращение независимого Азербайджана в сильную, беспроблемную, лидирующую республику региона. Вот почему он рядом с врагом, который все еще продолжает беспокоить нас и держать в напряжении. Иран не желает открыто портить отношения, прикрывая это дипломатическими шагами, но и не стесняется демонстрировать свою военную мощь.
Вопрос: в социальных сетях были распространены факты о том, что в сопроводительных документах транспортных средств следовавших из Ирана было написано «Степанакерт Армения». Как вы думаете, что Иран хочет этим сказать? Может ли это быть иранским посланием «Мы признаем Ханкенди как город Армении»?
Ответ: Даже если этот факт является целенаправленной провокацией какой-то компании, почему-то иранские спецслужбы, известные своей особой внимательностью при пересечении границы, не предотвратили эту провокацию. Следовательно, это политика страны. Мы как-то еще стерпели то, что до войны (44-дневной войны – прим. Ред.) они везли товары в Ханкенди через оккупированные территории - Джебраил, Зангилан, сносили дома на нашей Родине и увозили как стройматериал. Но, как прикажете понимать то, что они пересекают границу Армении, въезжают на, пока еще не контролируемую нами, нашу же территорию и вдобавок ко всему, пишут в путевых листах «Степанакерт Армения»? Всего три дня назад пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде заявил, что Иран признает территориальную целостность соседних государств. Иран также знает, что нарушено международное право, иранские водители незаконно пересекли нашу границу. Поэтому их посол в Баку в кратчайшие сроки проводит подряд три официальные встречи, пресс-секретарь МИД говорит о территориальной целостности. Но разве они искренни? Лично я считаю маловероятным, что Иран будет до конца соблюдать наши интересы в карабахском вопросе.
Вопрос: После ужесточения Азербайджаном контроля над проходящим через Губадлы участком дороги Горус-Капан Пашинян заявил, что Армения принимает тот факт, что иностранные грузы, как отмечено в договорно-правовой базе СНГ, при пересечении границы страны должны проходить через таможенные, паспортные и другие пункты. Нормальный подход. Но, несмотря на это, Иран не прекращает свои действия. Какова его цель?
Ответ: 21-километровый участок дороги Горус-Капан проходит по территории Азербайджана. Пашинян подтвердил, что эта территория принадлежит Азербайджану еще со дня окончания войны. Иран не ожидал, что Азербайджан будет проводить проверки на этом участке дороги и что иностранные автомобили будут облагаться таможенными пошлинами. Потому, что мы всегда были с Ирананом осторожны, обращались мягко. Из-за дороги в Нахчыван, пролегающей через Иран, чтобы избежать дополнительных проблем, мы были вынуждены терпеть некоторые капризы Ирана. Но любое терпение имеет свои пределы. Иран испытывает наше терпение и мы вправе ответить. Цель Ирана - как можно дольше поддерживать Армению с экономической, политической точки зрения. И хотя Иран сам находится под санкциями, он продолжает эту политику, потому что знает, что за связи с Арменией ни США, ни Евросоюз, ни кто-либо другой не будут осуждать его. Да и Армению, ни одна из этих стран не винит за связи с Ираном. Значит, мы должны вынести на повестку дня вопрос вопрос контроля наших границ, особенно совместного с миротворцами контроля над государственной границей у входа в Лачынский коридор, который до сих пор вне нашего контроля. В противном случае здесь будут проходить грузы и граждане третьего государства (государств) и последствия этого, могут быть опасны для нас.
Вопрос: недавно Азербайджан в официальной форме передал Ирану ноту. Контроль над их автомобилями был усилен, была применена пошлина. Что еще можно сделать, чтобы Иран прекратил подобные действия?
Ответ: необходимо продолжать бескомпромиссную, жесткую политику в этом направлении. Но Иран вновь может использовать наши слабые места. Указав в путевом листе любой пункт Армении, иранские автомобили могут пройти осмотр, оплатить пошлину и продолжить путь. Затем они могут пересечь азербайджанскую границу в направлении Лачына и отправиться в Ханкенди. Номера могут быть изменены. Более того, армяне говорят, что альтернативная дорога будет сдана в эксплуатацию до конца ноября. Предположим, что дорога будет готова к концу года, и на нашу 21-километровую территорию они допущены не будут. Но как быть с дорогой в Ханкенди? Еще раз подтверждается, что нынешняя ситуация, являясь эффективным средством давления, не является решением проблемы. Повторюсь, мы должны поднять перед Россией вопрос о совместном с миротворцами контроле государственной границы на въезде Лачынской дороги. К сожалению, до сих пор у нас официальной позиции в этом направлении. Перспективы начала мирных переговоров, демаркации границ и скорого итога, маловероятны. Мы должны установить контроль на указанной границе.
Вопрос: Как вы думаете, Иран делает все это сознательно? В настоящее время в СМИ появились сообщения о начале учений на приграничных с Азербайджаном участках. Иран пытается продемонстрировать силу? Что его раздражает?
Ответ: Старт военных учений вдоль нашей границы является ответом Ирана на совместные азербайджано-турецкие военные учения, к которым в последние дни присоединился и Пакистан. Иран демонстрирует силу и тем самым якобы пытается сдержать нас. Кроме того, Иран уже формирует своих Жириновских, а аятолла Ардебильской мечети Сеид Хасан Амули угрожает нам SEPAH-ом (Sepah-e Pasdaran-e Enghelab-e Eslami – КСИР (Корпус строжей исламской революции - элитное военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов аятоллы Хомейни – прим. Ред.). Поддержка Турции Азербайджана с политической, экономической, военной точек зрения и постепенный рост влияния на Южный Кавказ беспокоят и Иран, и Россию. Поэтому они прилагают максимум усилий, чтобы различными средствами оказать давление на Азербайджан. Пограничные учения, проводимые Ираном, также служат этой цели.
Вопрос: как вообще должны строиться отношения с Ираном?
Ответ: Иран соседнее государство, там живут миллионы наших соотечественников, и нас объединяют определенные исторические, культурные корни. Нам бы очень хотелось, чтобы отношения с Ираном были бы как минимум искренними. Также важно проводить осторожную политику в отношении Ирана. Следует иметь в виду, что в Азербайджане достаточно сил, поддерживающих Иран по религиозным мотивам. При необходимости Иран может нажать на эту кнопку. Не забыты и настроения в соцсетях в связи со смертью генерала Гасыма Сулеймани. Иран может направить радикальных верующих на совершение различных акций, вплоть до диверсий и террора. Поэтому определенная осторожность в отношениях с Ираном необходима. Впрочем, нынешняя политика Ирана диктует обратное. Поэтому и у наших интересов есть свои красные линии, которые Азербайджан не позволит пересекать, даже несмотря, что Иран намного больше по территории, чем Азербайджан. Иран должен смириться с местом и ролью Турции в Азербайджане и знать, что за нами стоят и другие силы во главе с Турцией.
Камран Махмудов
Написать отзыв