Последнее обновление

(18 минут назад)
The Caucasian Islamic Army has entered Baku.1918

The Caucasian Islamic Army has entered Baku.1918

Turan: Что для Вас значит Кавказская Исламская Армия, военная опора, основанной 28 мая 1918 года, Азербайджанской Народной Республики?

Йигит: Очень многое значит. Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне немцев. Мустафа Камаль считал, что со стороны Османской штаб-квартиры было неправильно сражаться на стороне немцев, и сказал: «Поражение немцев приведет и к нашему поражению». В 1917 году, отправляясь в Германию с падишахом Вахидеддином (Мехмет VI) в качестве военного советника он высказал это лично германскому императору. Он чувствовал, что немцы потерпят поражение в 1917 году. После Октябрьской революции 1917 года в России началась гражданская война. В этот период давление армян на турок в Баку росло с каждым днем. Патриоты Азербайджана для защиты народа обратились за военной помощью к Османской империи. В ту пору, чтобы установить контроль над бакинской нефтью помимо русских и армян в Баку прибыли и германские и британские военные части. Начальник Генерального штаба Энвар-паша и командующий армией Мустафа Кемаль-паша, отношения между которыми были непростыми, приняли решение защитить Азербайджан. Командующим армией, созданной под названием «Кавказская Исламская Армия», был назначен генерал Халил, взявший в 1916 году в иракском районе Кут-эль-Амара в плен 13 тысяч британских солдат и генерала. После Кут-эль-Амары Халил-паша, произведенный в генералы, будучи губернатором Мосула, передал командование армией в 13 тысяч штыков, которую он готовился отправить в Азербайджан сыну своего брата Нури-паше. Нури-паша, который сначала отправился в Тебриз, а оттуда в Гянджу, начал там военную подготовку турецкой молодежи. Завершив приготовления, Нури, Халил и Мурсал-паша освободили Баку.

Turan: Придает ли Турция значение исторической роли Кавказской Исламской Армии? Насколько высоко были оценены труды вашего близкого друга Атиллы Орала?

Йигит: Не думаю, что ей придавалось доджное значение. Мой друг Атилла Орал был очень хорошим архитектором, он тратил заработанные средства на исследования. Он был исследователем, который проявлял в работе чуткость. Он собрал с помощью букинистов в Лондоне, Париже, Берлине, Риме, Москве и Стамбуле свыше 6 тыс. источников, включая документы того периода, газетные статьи и книги, касающихся Первой мировой войны, оккупации османских земель, борьбы за независимость в Анатолии и Азербайджане, Нури-паши и других тем, написал много ценных произведений, потратив на эти произведения основную часть своих денег. Он не мог получить никакой поддержки от Министерства цивилизации или муниципалитета Стамбула для публикации и продажи своих книг, поэтому он выставил на ипотеку свой дом и опубликовал свои книги. Когда во время пандемии продажа книг стала затруднена, ему пришлось продать свой дом.

Turan: Мы знаем, что вы проделали серьезную работу, чтобы турецкая молодежь была лучше ознакомлена с Нури-пашой. Что бы Вы посоветовали бы сделать в последующем, как автор книги «Запоздавший памятник»?

Йигит: Когда Атилла готовил к печати 928-страничную книгу «Нури Киллигил», он сказал мне: «Ты должен написать для учащихся книгу о Нури-паше». Книгу «Запоздавший памятник» я написал по его совету. Как и в отношении к Атилле,  Нури-паше не уделялось должного внимания. 2 марта 1949 года на складе оружия, построенном Нури-пашой с разрешения Мустафы Камаля Ататюрка на побережье Золотого Рога произошли пожар и взрывы. До сих пор имеются подозрения, что это была диверсия. Поскольку тогда правительство не проинформировало прессу о том, что Нури-паша также погиб, то и надгробье могилы Нури-паши не было приведено в порядок. Спустя 67 лет усилиями нескольких человек на могилах Нури-паши и погибших в возникшем на заводе пожаре, были установлены мемориальные плиты. Тогда как Нури-паша – полководец, заслуживающий большого уважения, как в Турции, так и в Азербайджане.

Turan: После издания его книги в Стамбуле в сентябре 2016 года покойного Атиллу Орали пригласили в Баку и провели церемонию автографа, тогда было куплено 200 его книг. Несмотря на то, что книга Орала была переведена на азербайджанский язык и передана для изданя в Баку 5,5 лет назад, она до сих пор не издана. Как по-Вашему, не стоит ли для издания книги начать в Турции кампанию?

Йигит:  Книга Атиллы Орала «Нури Киллигил» — ценное исследование в который, вложен огромный труд. Благодаря созданным Вами связям, Атилла был приглашен в Баку после того, как книга была издана в Турции. Там раскупили 200 его книг. Он был очень доволен. И хотя он с волнением ожидал, что его книга будет опубликована на азербайджанском языке, этого он не дождался. Сейчас эту книгу в Турции не найти, а нового издания нет. В тех редких случаях, когда она появляется у букинистов, то ее продают за 600 лир. Эта важная книга очень нужна как Турции, так и Азербайджану. Поэтому она обязательно должна быть напечатана и доставлена читателям.

Turan: Иногда в Азербайджане распространяются высказывания типа «Турция предала Азербайджан в 1920-е годы». Несмотря на то, что на эти кампании, направленные со стороны, даются надлежащие ответы, за кулисами всегда есть силы, которые разжигают ненависть к Турции. Что бы вы хотели сказать по этому поводу?

Йигит: Отвечая на этот вопрос, с учетом обстоятельств того периода, следует сказать, что эти слова не соответствуют действительности. Потому что 30 октября 1918 года Османская империя безоговорочно капитулировала. В 1919 году многие города, особенно Измир и Стамбул, были оккупированы. Пока оккупация продолжалась, Мустафа Камаль отправился в Анатолию, чтобы организовать борьбу за свободу. В то время как большая часть нашей земли была оккупирована в 1920-е годы, организационная работа по организации Борьбы за свободу продолжалась, и Великое Национальное Собрание Турции, открывшееся 23 апреля 1920 года, приняло радикальные решения. В 1920-х годах те, кто был против Борьбы за свободу, начали восстания под командованием британцев и при поддержке правительства Османской империи. Кто мог в трудных условиях тех лет, думать - поддержать Анатолии Азербайджан или предать? Происходившие впоследствии процессы показали, что распространение этих слухов отвечает интересам некоторых стран.

Насколько Нури-паша является героем Турции, настолько же он герой и Азербайджана. Перед тем как погибнуть в результате пожара, вспыхнувшем на его заводе в 1949 году, он отказался продавать оружие одной стране. Кроме того, он готовился открыть оружейные заводы в Каире и Дамаске. Наши дорогие читатели, воспользовавшись этими сведениями в качестве путеводной нити, могут пролить свет на некоторые вещи. Пользуясь случаем, передаю привет азербайджанским читателям и надеюсь, что моя книга «Запоздавший памятник» будет доступна учащимся.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей