Последнее обновление

(37 минут назад)
Нынешние выборы – внеочередные традиционные выборы

***

-Насими бей, в последнее время бывшие депутаты, решившие переизбраться, сталкиваются с определенными проблемами во время предвыборных встреч с избирателями: последние  протестуют против кандидатуры некоторых из них. О чем это говорит? Что, население страны всерьез поверило в  пропаганду реформ или оно стало нуждаться в действительно новых людях, способных выразить его  чаяния?

-Мы внимательно прослеживаем и мониторим избирательный процесс в разных аспектах. В целом, в вопросах выборов население настроено индифферентно и скептически. Никто  из зрелых людей не верит в обещания политических реформ.  По-прежнему, в обществе превалирует  уверенность в том, что выборы закончатся уже ставшим традиционным образом. Большинство осознает, что в нынешних условиях его голос не будет решающим.

У нас в стране понятие  «избиратель» уже потеряло свой правовой смысл. И более адекватным для данного случая  является  слово «голосующий». Ибо голосующим не позволяют сделать выбор. Власти, по-прежнему, кого захотят, того и снабдят мандатом. Избирательные комиссии всех уровней находятся под строгим контролем властей. Законодательные акты и нормативные документы остаются прежними.

В стране отсутствуют минимальные демократические  условия. Традиционная  репрессивная политическая воля также не изменилась. Было бы наивно ожидать проведения демократических выборов  от властей, и близко не подпускающих избирательные реформы. Наблюдение и анализ, проведенные на сегодня, показывают, что каких-либо признаков демократических выборов нет и в помине.

Может быть, как незначительное исключение, кто-то и поверил в реальность проведения реформ или имитирует веру, исходя из своих собственных интересов. В обществе нет ни одного представителя реальной оппозиции или действительно независимого человека, который верил бы в обещание реформ.

Однако положительная реакция общества на появление новых людей и новых подходов также вполне закономерна. Населению во все времена импонировали те, кто отстаивал его интересы, и  оно всегда поддерживало и будет поддерживать их.

-Но откуда у  людей  берется агрессия против «старых» депутатов?

- Здесь много причин. Можем отметить несколько случаев, когда это проявляется более выпукло. Население знает, что процесс выборов, по-прежнему,  все еще недемократичен. И оно так реагирует на возможность повторного получения мандата бывшими депутатами как его представителями. Общество недовольно многими самораспустившимися депутатами и старыми местными исполнительными органами. Абсолютное большинство этих парламентеров всегда пренебрежительно относились к избирателям, вместо озвучивания и решения в Милли меджлисе актуальных проблем общества, всегда выступали и действовали  против его интересов. Вопреки данным во время выборов обещаниям, они после выборов прятались от избирателей, не помогали  решению ни индивидуальных, ни общих проблем людей. И когда население вновь встречается с ними, то невольно отвергает их.

-Президент или чиновники из Администрации Президента  неустанно твердят, что на сей раз на выборах главную роль будут играть предпочтения людей, а традиционные методы не будут задействованы. Однако поступают сообщения, что некоторые  кандидаты пользуются административными методами и поддержкой местных исполнительных структур. Или, что на отдельных кандидатов оказывается давление. Согласно поступающей  информации, некоторые кандидаты утверждают, что все равно станут депутатом, даже если избиратели проголосуют за других. Выходит, подобные претенденты полностью игнорируют заявления президента и  официальных лиц? Или все эти заявления действительно не имеют никакого значения?

- Заявления о том, что на нынешних выборах решающее значение будут иметь предпочтения народа, и что традиционные методы не будут применяться, сделаны просто ради красного словца. Если бы власти действительно уважали выбор народа, они провели бы в избирательной системе реформы, которым доверяет общество.  Однако они не пошли на коренные изменения в данной сфере, хотя имели для этого все возможности.

Вместо этого они в спешке и на самое суровое время  зимы назначили досрочные выборы. Не разрешили предоставить для предвыборной агитации даже секунды бесплатного эфирного  времени на телевидении страны. Не обеспечили свободу собраний. Не  освободили политзаключенных. И если посмотреть, какие места выделены кандидатам для встречи с избирателями, именно там можно увидеть проявление истинной воли властей. Чиновники работают не в соответствии с  выступлениями и заявлениями в медиа, а согласно  особым указаниям. Что им поручено в кабинетах, то они ревностно и исполняют.

-Среди нынешних кандидатов напряду со «старыми» депутатами большинство составляют люди, представляющие ветвь власти, называемой кланом Пашаевых, а также работники нефтяного сектора и члены Коллегии адвокатов. Дает ли это основание полагать, что во власти появились новые  силы?

-По сути, после референдума 2016 года в стане власти  начался процесс кадрового обновления. За исключением  правоохранительных органов, в остальных сферах наблюдаются определенные новшества. Власти значительно утратили авторитет и политическую поддержку в обществе.

 Политическая стабильность в республике обеспечивается только лишь благодаря незаконному вмешательству правоохранительных органов. Это не может долго продолжаться, и  обязательно появится необходимость обращения к политическим средствам. Власти определяют и последовательно предпринимают шаги по собственному усилению.  И именно в парламенте они хотят видеть людей, способных усилить их на нынешнем этапе. И независимо от того, как сейчас это можно назвать, руководство избавляется от старой команды. Традиционные региональные центры силы, составлявшие основную социальную базу власти, теряют мощные рычаги влияния.

Внедряется жесткая система контроля над финансовыми  маршрутами чиновничьей олигархи. Правящая семья хочет, чтобы ее  безопасность не зависела ни от какой социальной группы или категории, государственных или правительственных структур, региональных кланов влияния. Все ресурсы взяты под контроль и сконцентрированы в одних руках. Это можно назвать и новым центром силы.

- Несколькими днями  ранее председатель Национального совета Джамиль Гасанли и блогер Хабиб Мюнтязир обнародовали список, связанный с итогами досрочных парламентских выборов, назначенных на  9 февраля. Интересно, как и из какого источника им удалось получить эту информацию? Или, насколько она достоверна? Какова цель обнародования данного списка  накануне выборов, и о чем это говорит?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что это  не первый случай распространения накануне выборов списка людей, которые будут «избраны». Здесь особая цель может состоять только в субъективных претензиях заинтересованных сторон. И в 2015 году Джамиль Гасанли публиковал подобный список: тогда, за малыми исключениями, указанные в списке лица получили мандаты.

Составление и предварительное распространение списков по избирательным округам представляет собой форму протеста против фальсификации выборов властями. И для несвободных  стран это нормальное явление. А то, что лица, участвующие в выборах в совершенно антидемократической обстановке, недоумевают, само вызывает удивление.

По моему, и без обращения к особым источникам любой  активный человек, проведя поверхностное исследование по округам, может прийти примерно к такому же выводу.

Утечка информации из среднего и нижнего уровней власти вполне возможна. Нижний уровень охватывает больше людей, и именно здесь исполняются  поручения. Чиновники среднего и низкого уровня кому-то говорят, кто будет депутатом, и кому и как надо помочь на местах. Эту информацию полностью хранить в секрете невозможно и  утечка неизбежна. А во-вторых, некоторые чиновники на местах сами умышленно распространяют ее. Им выгодна потеря общественной поддержки людьми, получившими депутатский мандат. Хотя я не исключаю возможность некоторых изменений в списке, не сомневаюсь, что он окажется верным.

Еще летом прошлого года имели место слухи о том, что правящая ПЕА поручила своим основным функционерам   создавать видимость работы с населением: активно подключаться к дискуссиям в социальных сетях, выслушивать и пытаться решать проблемы граждан. Даже после начала выборов были даны нетрадиционные инструкции. В частности, кандидатов от власти предупредили, что им будет оказана административная поддержка, но в случае возникновения и обнародования каких-либо непредвиденных проблем в их округе, они сами будут нести политико-моральную  ответственность.

Сейчас во всех округах имеются основные и запасные кандидаты: может случиться, что или результаты по округу  будут аннулированы, или же  мандат будет дан им. Власти наряду со своими кандидатами поручили также местным исполнительным структурам провести выборы под другим видом. Насколько это можно будет реализовать, станет ясно в день выборов.

-Будут ли результаты нынешних выборов чем-то особенным отличаться от итогов предыдущих выборов?

-Несмотря на возможность некоторых исключений, никаких особенно серьезных изменений не произойдет. Да и не может произойти. Верные своей сути  власти не позволят.

И этот новый парламент также не сможет заслужить доверия общества и преждевременно завершит свою работу. Кроме того, он создаст еще больше политических проблем для властей.

До тех пор, пока Азербайджан сохраняет статус несвободной страны, каких-либо позитивных политических изменений ожидать  не стоит. Нынешние выборы – это внеочередные традиционные выборы.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей