Armenia`s President Serzh Sargsyan (3rd L) and US Vice President Joe Biden (C) cross themselves during a prayer service commemorating the 100th anniversary of the Armenian Genocide at the National Cathedral on May 7, 2015, in Washington, DC. - MANDEL NGAN/AFP via Getty Images
***
-Эльхан бей, многие наблюдатели отмечают, что звонок госсекретаря США президенту Алиеву связан с Минской группой. Каково Ваше мнение?
-Похоже, что президент США Дж. Байден уже сформулировал свою политику или подход в отношении Карабаха в первые 100 дней своего президентства. После прихода к власти Байдена на уровне послов прозвучала необходимость участия сопредседателей Минской группы в работе, и эти идеи нашли более яркое отражение в последнем заявлении сопредседателей. Хотя в этих заявлениях были использованы общие высказывания о работе Минской группы, сейчас уже ставятся более специфические вопросы. Телефонный звонок госсекретаря США Блинкена президенту Алиеву и сделанные в связи с ним заявления подтверждают, что у США сформировался свой взгляд на задействование Минской группы.
20 апреля на онлайн-конференции под названием “Политика США на Южном Кавказе”, организованной по инициативе Германского Фонда Маршала, выступил глава Бюро Госдепартамента США по Европе и Евразии Джордж Кент. В своем выступлении, построенном на симпатиях к правительству Пашиняна, касательно вопроса об Азербайджане и Армении, он больше уделял внимание Минской группе, подчеркнув важность определения статуса Нагорного Карабаха “для безопасного проживания там армянского населения”. Он напомнил о Мадридских принципах, говорил об определении статуса НК и национального самоопределения наряду с территориальной целостностью Азербайджана. В целом, выступление Кента было слишком далеким от существующей реальности, подход был слишком поверхностным. На конференции, основываясь на выступлении Кента, представитель USAID в Европе и Евразии Алекс Соколовский и ведущий эксперт Фонда Маршалла также разделили мнение, что статус еще не определен.
То, что такой разговор Кента не был случайным, развил и посол США в Армении Линн Трейси в интервью армянской редакции Радио Свобода 27 апреля. Она отметила, что, несмотря на прекращение войны, нерешенными остаются вопросы, касающиеся статуса НК и беженцев (естественно, имеется в виду армянские беженцы), и подчеркнула важность начала работы сопредседателей Минской группы в этой связи. Думаю, что Энтони Блинкен, подойдя к вопросу в этом контексте, высказал свое мнение Ильхаму Алиеву.
-Как вы думаете, в чем причина такого подхода правительства Байдена?
-Я не сомневаюсь, что нынешний подход правительства Байдена основан на тексте, подготовленном нацистским Армянским национальным комитетом в Америке. В США, как правило, при назначении сопредседателя или кого-либо на высокую должность в Госдепартаменте по данному региону, в первую очередь, в качестве первоисточника, они встречаются с членами Армянского национального комитета и получают от них информацию. Когда они приезжают в Баку на встречу с нашим правительством, они приходят с мнением, сформированным на основе армянских источников. Сам Байден всегда работал с ними, и все резолюции о геноциде, автором которых он является, а также антиазербайджанские и анти-турецкие проекты в Конгрессе были подготовлены юристами Армянского национального комитета. Они просто представляли эти проекты в Сенат или Конгресс. А в Госдепартаменте разница может заключаться лишь в том, что офис сопредседателя, сохраняя их терминологию, вносит небольшие изменения в текст.
В сегодняшнем правительстве США представлены самые близкие друзья Армянского национального комитета. Используя создавшуюся возможность, эти силы, а также армянские круги по всему миру, включая Армению, в настоящее время, пользуясь статусом сопредседателей США и Франции, намерены дипломатическим путем - за столом переговоров - изменить исход 44-дневной войны в свою пользу и при их поддержке направить вопрос в желаемое русло. Главная цель – привлечь Азербайджан к переговорам выдвинутого сопредседателями плана по статусу. Если это произойдет, то ряд военных успехов, достигнутых Азербайджаном непосредственно на территории бывшего НК также станет предметом переговоров, Армения вновь вступит в спор с Азербайджаном по статусу при политической поддержке сопредседателей. Теперь, когда районы вернулись к истинным хозяевам этой земли, армяне дипломатическим путем попытаются извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Они хотят получить международно-гарантированный территориально-политический статус на территории бывшей НКАО, включая уже не районы, а дорогу через Лачин. Фактор, который дает им надежду, заключается в том, что российские войска контролируют регион.
Во-вторых, Соединенные Штаты не хотят, чтобы Россия играла однозначную роль и полностью доминировала в регионе. В-третьих, США и Франция хотят снизить роль Турции в регионе.
Другой аспект вопроса - традиционный, шаблонный подход США к разрешению конфликтов. Посмотрите, через какое-то время они скажут: “Этот конфликт должен быть решен путем компромисса. За Карабах было две войны. В первой войне победили армяне, во второй - вы. Это означает, что у этого вопроса нет военного решения. Давайте договоримся о статусе НК и придем к политическому решению путем компромисса”, - услышите вы. Я думаю, что этот подход будет их позицией. Потому что они смотрят на все конфликтные вопросы в рамках израильско-арабского конфликта. Они скажут: ”Видите, Израиль много раз воевал с арабами и всегда побеждал, но конфликт так не был решен". Таков их подход.
Естественно, такой подход является примитивным и, мягко говоря, неправильным. После всего произошедшего это показатель того, как США поверхностно относятся к вопросу оккупации азербайджанских земель. Этот вопрос не имеет ничего общего с арабо-израильским конфликтом. Здесь речь идет о вторжении одного государства на территорию другого государства, причем на глазах у всего мира. Подобные сравнения представляют собой не что иное, как желание представить вопрос как простой конфликт, а участников его сторонами конфликта, а это, в свою очередь, является желанием прикрыть армянскую оккупацию и ее последствия.
Если брать за основу подход Кента, то подход США носит полностью провокационный характер. Потому что никакие переговоры еще не начались, а господин Кент уже говорит о “праве армян на национальное самоопределение”, то есть выдвижение таких условий не относится ни к функции посредника, ни к каким-либо иным государствам. С другой стороны, заявление Кента выражает мнение безответственных реваншистских сил, которые в настоящее время составляют меньшинство в Армении. Все это действительно отражает позицию армянского национального комитета.
Согласно американскому подходу, после Второй мировой войны Судет должен был определить свою национальную судьбу. Или какой статус имел Кенисберг или Страсбург? Гитлер также аннексировал Судетскую область в качестве гаранта безопасности немцев, точно так же Армения объявила себя гарантом безопасности НК и утвердила концепцию национальной безопасности.
-В какой степени можно измерить поддержку армян в правительстве Байдена?
-Правительство Байдена в настоящее время, пожалуй, самое близкое к армянам правительство в истории Америки. Байден известен как автор проектов Геноцида армян в ходе своей деятельности в Сенате. Джон Керри, который сейчас является членом его кабинета (хотя он занимается экологическими вопросами), также был соавтором этих проектов с Байденом и защитником армянских тезисов. Член кабинета вице-президент Камала Харрис, будучи сенатором, также имела тесные контакты с армянскими кругами, и одним из его предвыборных обещаний было признание “Геноцида армян”.
Саманта Пауэр, нынешний директор USAID, является влиятельным человеком в кабинете, и она всегда была сторонником признания Геноцида армян. Первая глава ее книги посвящена армянскому террористу Согомону Тейлеряну, убившему Талат-Пашу в Берлине. А председатель конгресса Нэнси Пелоси не нуждается в пространных комментариях. В армянском вопросе она может быть воспринята в качестве председателя парламента Армении. Сейчас некоторые из председателей Конгресса и Сената проармянски настроены. Антитурецкие настроения однозначно перетянули некоторых из них на сторону Армении.
Такая же ситуация была при правлении Обамы. Хотя Обама, будучи ответственным лицом, поддерживал армянских политиков, у него не было глубоких отношений с ними, такие какие имели Байден, Керри и Пелоси. Но и он в течение своего восьмилетнего правления помогал армянам, что позволяло правительству Саргсяна вести себя нагло. Государственный секретарь Джон Керри был одним из крупнейших сторонников имитационной политики Саргсяна и накануне своего прихода к власти Керри признал это, заявив, что “вопрос о НК еще не созрел для решения”. Этот подход был основной линией тогдашней армянской политики по продлению оккупации. К сожалению, Керри все еще является членом кабинета, и Байден больше прислушивается к ему, нежели к Энтони Блинкену. Керри по-прежнему играет важную роль во внешней политике.
Одна из главных проблем заключается в том, что трио Байдена, Керри и Пеолоси десятилетиями находилось в личных отношениях с членами Армянского национального комитета и эти отношения продолжаются. А деятельность Армянского национального комитета заключается только в противодействии Турции и Азербайджану. Эта организация составляет политическое крыло АСАЛА с Дашнакцутюн, и в большинстве случаев ее члены и лидер Мурад Топалян были заключены в тюрьму по обвинению в терроризме.
Отметим, что при Обаме из ежегодных отчетов по правам человека, подготовленных Госдепартаментом, было полностью исключено выражение “оккупация Арменией и силами НК обширной территории Азербайджана”, которое было заменено на непонятный термин “контролируемые сепаратистскими силами”. В отчетах за 1995-1996 годы было написано, что эти земли были оккупированы силами НК. Начиная с 1997 года, в этих отчетах было включено выражение “военные силы Армении и НК ”. Хотя это далеко не скромно, но это было изменено человеком, написавшим в то время отчет, при моем непосредственном участии и на основе представленных мною документов. А при правлении Обамы из отчета убрали оба этих выражения. Эльмар Мамедъяров, наверное, до сих пор не знает об этом.
А что должен делать Азербайджан сейчас?
Если Азербайджан займет оборонительную позицию, то проиграет. Азербайджанский солдат сделал и готов сделать все, чтобы Азербайджан действовал мужественно. Мы должны развивать приобретенное нами преимущество. Если Азербайджан будет вовлечен в такие переговоры по статусу, то мы потеряем часть того, что приобрели. Поэтому Азербайджан должен предпринять ряд шагов в этой области и еще больше укрепиться. В первую очередь, Азербайджан должен сам контролировать свою границу в так называемом Лачинском коридоре. Все начинается с контроля государственной границы. Охрана государственной границы Азербайджана никак не противоречит миссии российских сил, а наоборот, помогает им.
Во-вторых, необходимо выступить с инициативами по скорейшему переселению азербайджанских беженцев в контролируемую Россией часть Карабаха – во все села, начиная от Ходжалы. В-третьих, добившись отстранения от власти армянского сепаратистского режима, необходимо восстановить свою власть в районах и городах, где проживает армянское население, а военные преступники должны быть арестованы. В противном случае приход долгожданного мира в регион, о котором мы мечтаем, слишком затянется.
И наоборот, если ситуация останется такой, как сегодня, то вопрос о статусе будет только расти и укореняться. Потому что эта территория не находится под нашим полным контролем. Если же будет находится под нашим контролем, то перспективы этих игр в статус будут сведены к нулю.
-Каково отношение к этому вопросу в Минской группе? Есть ли разница в точке зрения?
-Поскольку позиции США и Франции в Минской группе на данный момент полностью совпадают, они будут действовать совместно. Этим занимается лично Макрон. Их цель - запустить сопредседательство Минской группы, начать переговоры о статусе и непосредственно вынести на повестку дня вопрос о возвращении Гадрутских армян. Россия займет срединную позицию и ей будет комфортно действовать. Потому что остальная часть Карабаха находится в их руках, и они считают, что способны направить ситуацию в нужном направлении. Они не против статуса, но будут пытаться не встречаться с Азербайджаном в этом вопросе напрямую. Проводя тонкую дипломатию, они, возможно, попытаются стать посредниками между Азербайджаном и двумя другими посредниками в этом вопросе.
Здесь сложилась интересная и открытая антиазербайджанская ситуация. В течение 28 лет земли оставались оккупированными. Более того, оккупация земель произошла во время деятельности Минской группы и под их наблюдением. Тысячи погибших и раненых, более 4 тысяч граждан Азербайджана пропали без вести. С 1992 года эта группа посредников ничего не добилась и даже не пыталась добиться. Напротив, он занимался прикрытием оккупации, создав армянам условия для имитационных переговоров. У нас есть сотни аргументов в доказательство этого.
Они сформировали среду, создающую условия для того, чтобы эти земли оставались у армян на неопределенный срок, заставили Азербайджан смириться с фактически существующей оккупацией - “реальностью”. Ни один из выдвинутых ими мирных планов не был принят армянами. Их ”мирный процесс" привел к стиранию с лица земли наших городов и сел. 28 лет затягивали петлю на шее Азербайджана. В результате азербайджанский народ встал на ноги и изгнал со своих земель оккупанта, которому покровительствовала Америка. Враг подписал документ о капитуляции. Азербайджан говорит, что конфликт завершен и считает армянское население Карабаха своими гражданами.
Этот вопрос уже стал внутренним вопросом де-факто и де-юре. Все страны, включая Россию, Францию и США, признают эту территорию территорией Азербайджана. А сейчас пришли те самые сопредседатели, заявив, что у нас в то время был “известный вам мирный план”, и там в итоге был вопрос статуса. Давайте определимся со статусом этой территории с международной гарантией...?
Им нужно сказать, разве этот вопрос был решен на основе вашего плана, чтобы еще и решать его последнюю часть?
Во-вторых, армяне разве приняли этот план, чтобы и сейчас действовать согласно ему? Или может Армения этот план приняла, а мы его нарушили?
Такой призыв является лицемерием с точки зрения естественной морали, а с политической точки зрения является антиазербайджанским проектом, вмешательством в его суверенитет и политическую независимость.
НКАО и его областной статус были установлены в 1923 году советским правительством Азербайджана своим внутренним постановлением и упразднены в 1991 году. Этот областной статус был предоставлен не международным сообществом, а правительством Азербайджана, и оно не несет никакой международной ответственности за ее отмену. Почему сейчас эта территория Азербайджана должна стать предметом переговоров международного сообщества?
С другой стороны, в Конституции Азербайджана НК не упоминается ни как административная, ни как политическая единица, и такие призывы противоречат Конституции Азербайджана. Это также должно быть подчеркнуто.
Призыв США и Франиции на данный момент напоминает персонаж из фильма «Мешади Ибад». Несчастный слуга просит лишь свои 20 копеек и думает лишь о них. Прямо как эти, которые только и твердят о статусе, куда мол, статус делся? А разве было какое-либо соглашение относительно статуса, чтобы Азербайджан его нарушил? И ввиду этого нарушения вопрос должен быть вновь вынесен на обсуждение? А может по поводу Лачинского коридора была какая-то договоренность? Ведь это ваше, сопредседателей было собственное решение, ежели нет согласия хотя бы по одному вопросу, значит нет согласия ни по какому из вопросов. То есть в целом.
За 28 лет ни одного согласия не было. Все это было темой вашего “мирного процесса”. Если бы армяне покинули земли согласно вашему “мирному процессу”, то все это было бы - и статус, и коридор. Напротив, Армения, заявив ”Карабах - это Армения", встала на путь войны и потерпела поражение. Как и ее армия был уничтожен и ее желанный статус. А что бы вы сказали, если бы победили армяне? Пусть теперь Энтони Блинкен еще 28 лет говорит о статусе, для Азербайджана вопрос статуса завершен. Статус карабахских армян будет таким же, как и у граждан Азербайджана. Или Блинкен возражает против такого статуса? В таком случае, как заявил в 1997 году президент Ельцин, пусть Соединенные Штаты Америки передадут им свой статус.
Написать отзыв