Последнее обновление

(5 минут назад)
Р. Сафаров: Решение проблемы политзаключенных проходит через свободные  выборы

***

- Руфат бей, вы от имени  правозащитной организации «Линия защиты»  обратились к президенту с просьбой о помиловании в связи с праздником Рамазан. Однако последний указ президента о помиловании был подписан два месяца назад. Почему вы хотите подписания  помилования снова?

Rüfət Səfərov - К сожалению, за последние 28 лет существования нынешнего метода управления я не помню такого периода, чтобы не было политических заключенных и узников совести. За эти годы, по меньшей мере, сотни граждан подверглись уголовному преследованию  за свои политические убеждения, мировоззрение, убеждения, критику в результате проводимой правительством политики. И сегодня десятки людей живут жизнью заключенных, несмотря на то, что не совершили никаких  опасных для общества деяний.  Если журналист, политический деятель, верующий, пожизненник, а актер становится политзаключенным, это должно беспокоить не только «Линию защиты», но и все общество. В этом смысле в марте текущего года мы обратились к главе государства с просьбой подписать указ о помиловании, который обеспечит освобождение всех политических и узников совести, а также ветеранов Карабаха, которые понесли значительную часть наказания, хотя и совершили  отдельные преступления. Несмотря на то, что в  то время 38 заключенных, принятых местными и международными правозащитными организациями в качестве политзаключенных, были освобождены, тем не менее, данное помилование было расценено как неполное.

Почему мы снова хотим подписания  указа о помиловании? Потому что мы считаем, что преследование людей на основе лжи и фальсификации за их оппозиционное мышление наносит большой ущерб демократическим политическим процессам и верховенству закона, верховенству права в Азербайджане. В то же время это ведет к нездоровым конфликтам между конкурирующими силами, подрывает конституционную политическую борьбу, ведет к непримиримости, делает невозможным политический диалог и полезное политическое сотрудничество, что очень важно для нашей страны.

Мы уверены, что освобождение лиц, подвергшихся политически мотивированному уголовному преследованию, полное освобождение пенитенциарных учреждений от политических заключенных будет способствовать внутреннему миру в стране, взаимному доверию, смягчению отношений между правительством и гражданами, правительством и оппозицией. Как  Линия защиты мы уверены, если глава государства проявит высокую политическую волю и подпишет распоряжение о помиловании  Эльчина Амирасланова, Сафы Поладова, Арифа Кязимова, которые уже 26 лет находятся в заключении, которое обеспечит свободу  карабахским ветеранам, Гаджи Тале Багирзаде, Мовсуму Самедову, Абгюлю Сулейманову и другим заключенным, Агилю Али Магеррамли, Салеху Рустамли, Ализамину Салаеву, Саиду Бакуви и другим заключенным-фронтовикам, негативные тенденции в области прав человека в нашей стране утихнут, улучшатся показатели, будет достигнут серьезный прогресс в области верховенства закона.

-Почему вы обращаетесь именно к президенту? Не обращаетесь в комиссию  по помилованию в стране, к  ее председателю, почему вы решили обратиться напрямую к президенту?

-На основании пункта 22 статьи 109 Конституции помилование применяется в отношении лиц, определенных в индивидуальном порядке, что является исключительным полномочием главы государства. Мы считаем, что освобождение политических заключенных и узников совести возможно непосредственно с волей главы государства. Состав комиссии по помилованию при президенте не обладает серьезными и реальными полномочиями, чтобы, например, определить, находится ли и далее Эльчину  Амирасланову, Агилю Али Магеррамли, Салеху  Рустамли или Гаджи Тале Багирзаде в заключении или быть освобожденными.  У меня  нет сомнений, что  комиссия выполняет функцию канцелярии, реализуя специальные поручения.  Нам совершенно ясно, в какой стране и под каким управлением мы живем.

-Была ли  официально какая-либо реакция в отношении вас  после  обращения? Остались считанные дни до праздника. Есть ли у вас надежда, что ваша заявка будет рассмотрена в это короткое время?

-Нет, за это время мы не получили никакой ответной реакции, но ради справедливости должен отметить, что в последние годы были подписаны указы о помиловании, которые частично распространяются на политзаключенных, 51 политзаключенный, включая меня, был освобожден в марте 2019 года, как я уже сказал, в марте текущего года были освобождены 38 политзаключенных. Я был бы наивен, если бы выдвинул идею, что в любом случае политзаключенные в полном составе получат свободу. Я знаю, что в Азербайджане нет баланса между властями, отсутствуют верховенство закона и преимущество  права, являющиеся важными признаками правового государства, нет оперативно-розыскных органов, выдвигающих на первый план законность, следственного корпуса, основанного на объективности, судейского состава, который должен осуществлять правосудие. Тем не менее, я хотел бы надеяться, что некоторые заключенные, чьей единственной “виной” является иное мнение, не совпадающее с правящей политикой,  получат свободу.

-Ваше обращение было конкретно для освобождения политзаключенных или вы учитываете других заключенных?

-В последнем обращении, адресованном главе государства, мы попросили коренным образом решить проблему политзаключенных, освободить их. В то же время, несомненно, что по требованию законодательства в отношении лица, приговоренного к наказанию в виде исправительных работ, ограничения свободы, содержания в воинской части дисциплинарного характера, ограничения по военной службе и за преступление, не представляющее большой общественной опасности, – после вступления приговора в законную силу, в отношении лица, приговоренного  к наказанию в виде лишения свободы за совершение менее тяжкого преступления – в отношении лица, осужденного к наказанию в виде лишения свободы за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, – по отбытии не менее половины срока наказания, в отношении лица, осужденного к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, – по отбытии десяти лет срока наказания может быть подано ходатайство о помиловании, и мы поддерживаем это в качестве Линии защиты.

 Мы считаем, что в уголовно-исполнительной политике необходимо стремиться к достижению целей наказания как уголовно-правовой меры - восстановлению социальной справедливости, реформированию осужденного. Если в период отбывания осужденным наказания процесс исправления высок, реинтеграция в общество не представляется проблематичной, то прожить жизнь заключенного до конца срока не соответствует понятию правового государства, нелогично. Как человек, который наблюдал этот опыт наглядно, могу сказать, что даже если осужденный искренне сожалеет о совершенном деянии, исправительный процесс достигает высокого уровня, происходит смена вида пенитенциарных учреждений, условно-досрочное освобождение и т.д. в  основном это происходит в обмен на материальные блага, подарки, деньги.

-Почему проблема политзаключенных в Азербайджане не решается в корне? Как вы думаете, что мешает этому? Каковы ваши предложения по решению этой проблемы?

-Когда в Азербайджане на основе свободных и справедливых выборов будут сформированы ветви власти, будут использованы гарантированные Конституцией политические возможности, в частности, выражение, собрание, объединение, совесть, выборы и т.д. использование прав и свобод не будет сопровождаться преследованиями, произойдут демократические и правовые открытия, тогда проблема политзаключенных найдет свое радикальное решение. Всем, в том числе и самому правительству, известно, что осуществляется авторитарное управление, демократические институты выведены из строя, гражданское общество парализовано, для нормальной деятельности правозащитных организаций нет ни фактической, ни правовой основы. Если быть оппозиционером в глазах властей считается в лучшем случае “хулиганом”, “ сопротивляющимся полиции”, “наркоманом”, в худшем - “террористом”, то как тут не стать политзаключенным? Одним из условий существования нынешней системы является наличие узников совести и политзаключенных. Что касается предложения... да, предлагаю, чтобы глава государства Ильхам Алиев пошел по пути превращения Азербайджана  из авторитаризма в демократическое правление, опирающееся  на народную власть. Реагировать на призывы местных и международных правозащитных институтов, авторитетных политических и правовых центров, освобождать политзаключенных в полном составе. Но разве кто-то прислушивается?

 

 

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей