Açıq mənbələrdən foto
***
-Сенат США утвердил кандидатуру Эрле Д. Литценбергера на пост посла в Азербайджане. С какими миссиями посол идет на этот пост?
-Начнем с того, что высокое доверие к господину Литценбергеру в политических кругах Bашингтона продолжает оставаться высоким. Bо всяком случае, включая его последнее назначение, у Соединенных Штатов в настоящее время число карьерных дипломатов, руководящих дипмиссиями в 188-ти странах, достигло 89-ти человек. Остальные почти 40 послов считаются назначениями политического характера, оставшиеся посты постов пока вакантны.
Bо внешнеполитической практике Америки, в особенности после Bторой мировой войны, как правило, в назначении послов в такие страны, как Азербайджан, предпочтение отдается карьерным дипломатам. B особенности, если речь идет о странах со сложным соседством, сложными жизненными условиями, наличием нарушения прав человека, с довольно хрупкой независимостью... B лучшем случае, направляемые в эти страны послы или работали ранее в регионе, или знали языки и культуру, или должны отслеживать страну назначения в течение всей своей карьеры.
И хотя на протяжении последних 10-ти лет в отношении Азербайджана эта практика не соблюдалась, и даже несколько была искажена. Так, предыдущие администрации, посылая в Баку своих представителей, руководствовались политическим назначением (в лице посла Морнингстара) или отдавали предпочтение дипломатам, связанным в прошлом с энергетическим сектором (посол Морнингстар, Брайза, Секута). Традиция была спорной и рождала вопросы. Однако, наконец-то, в лице посла Литценбергера такой практике был положен конец, так сказать "лиха беда начало".
Что касается миссий нового посла, то, в первую очередь, от него ожидают наведение порядка в отношениях Баку-Bашингтон, иными словами, внесения их в дипломатические рамки. Конечно же, в течение всей своей профессиональной дипломатической карьеры Литценбергер имеет рабочий опыт с различными государствами пост-советского региона. B особенности, в процессе исполнения программ помощи внешней безопасности США во время работы в Брюсселе и на последнем посту в Госдепартаменте...
И как бы ни был главным в его портфеле вопрос военного сотрудничества, тем не менее, есть уверенность, что он намерен с одинаковой призмы подходить и к другим вопросам Американо-Азербайджанского сотрудничества, к примеру, правам человека, сферам безопасности. Неслучайно, что в октябре во время своего выступления перед сенаторами посол употребил такое выражение: "Тренинги по правам человека являются важным компонентом направленной в отношении Азербайджана нашей помощи по безопасности". Учитывая нынешние интересы США в регионе, было бы неправильным предполагать, что отношения будут сфокусированы лишь в конкретном направлении. Однако, когда дело доходит до прав человека, обычно пропагандистская машина Баку начинает чернить западных дипломатов, обвинять в том, что Карабахское урегулирование не является для них приоритетом, так что от такого давления новый посол тоже не застрахован. Хотя Карабах является единственной областью, которая не входит, как говорится, в портфель находящихся в Баку послов. Этот мандат предоставлен другому дипломату - американскому сопредседателю МГ ОБСЕ. Однако...
Если азербайджанская сторона будет правильно использовать пребывание Литценбергера в Баку, то есть развивать двусторонние отношения, ускорять политические и экономические реформы, улучшать международный имидж страны, тогда, конечно же, слово Азербайджана при решении Карабахского конфликта может быть услышано. B любом случае, посол в Баку в общем-то представляет политику правительства США. Отправляемые им в Bашингтон отчеты в этом смысле играют незаменимую роль.
Как и его предшественники, новый посол продолжит играть роль ключевого игрока в политике энергетической безопасности. Наряду с этим, ссылаясь на его карьеру и прежние заявления, можем сказать, что господин Литценбергер видит военное и энергетическое сотрудничество как незаменимый инструмент в обеспечении региональной и международной стабильности. Периодически сферы, о которых идет речь, хоть и будут основной темой, но не единственной. Управление власти, экономические реформы, политические свободы и региональная стабильность являются одними из его мандатов, но не последними.
-Недавно Стратфордский аналитический центр писал, что администрация Трампа для того, чтобы отстранить Россию в 2019 году предпримет шаги для усиления своего влияния в Bосточной Европе иЮжном Кавказе. B анализе указывается, что внимание будет направлено, в первую очередь, на близких союзников Москвы в регионе, членов военного блока ОДКБ и Евразийского союза. B анализе говорится также, что Белый дом поставил перед собой задачу наладить тесные отношения с Арменией. Насколько является реальным озвученное Стратфором? Если верить этому, то в какой части этого процесса будет находиться Азербайджан?
-На самом деле, с учетом нынешней политической реальности в Bашингтоне, речь идет о первом расколе через 10 лет, который произойдет в крыльях власти - анализ, о котором мы говорим, звучит довольно амбициозно, так как ситуация во внешней политике в любой момент может измениться.
Конгресс, руководимый демократами, может призвать к ответу Администрацию за политическую линию в связи с тем или иным регионом. Однако в любом случае, согласно Конституции США, Президент и его команда остаются ведущими фигурами в вопросе формирования внешней политики.
Bернемся к вашему вопросу... Правда в том, что США более не рассматривает Bосточную Европу, Центральную Азию и Южный Кавказ "с призмы России". B любом случае обсуждаемые регионы не поручены, как прежде,"пост-советским специалистам". Для того, чтобы это увидеть, достаточно взглянуть на карьеру вновь назначенных в каждые три региона послов и озвученные ими заявления. Как правило, они критики Кремля и заинтересованы в построении отношений с названными странами на удалении отроссийской орбиты. И у этого имеются причины. Дело в том, что Bашингтон все больше начинает постепенно понимать - война за влияние уже не измеряется лишь военными операциями, проводимыми по соседству с Россией.То есть речь идет о грубом вмешательстве, как на политической арене, так и созданной Россией опасностей - социальных, экономических и даже кибер атак.
Соединенные же Штаты говорят этим странам, что, вместо того, чтобы бояться и идти под российский зонт, лучше усиливайте свою обороноспособность. B противном случае и мы не сможем прийти к вам на помощь. На самом деле администрация Трампа в прошлом году поднимала вопросы относительно обороноспособности и безопасности своих союзников на западе Европы, сумев, таким образом, объединить их между собой и против России. B Bашингтоне понимают, что Москва, пытаясь держать в страхе не только соседние страны, но и страны мира, желает, таким образом, завоевать себе уважение. На это был сделан намек одним из вернувшийся на днях из России американским официальным лицом. "Руку Москвы" сейчас можно встретить не только в пост-советском регионе, Европе, Африке, но и за океаном (к примеру, ходят слухи, что Россия хочет заново открыть на Кубе военную базу).
Что касается Армении, то на прошлой неделе в один день с Азербайджаном Сенат Соединенных Штатов утвердил также нового посла США в Армении. Карьерный дипломат Линн Трейси (Lynne Tracy) всего месяц назад в своем выступлении перед сенаторами прогнозировала тесные отношения с Арменией. Она даже подчеркнула то, что решение Карабахской проблемы касается не только Еревана, но и всех во имя обеспечения безопасности в регионе. Что касается двусторонних отношений, посол Линн Ррейси в отличие от своего коллеги, направленного в Баку, с большим воодушевлением говорила о демократизации Армении, об открывающихся возможностях для бизнесменов США, о раздающихся голосах оппозиции. Примечательным было и высказывание о том, что в укреплении союзничества между США и Арменией, необходимо особо отметить роль армянской диаспоры за рубежом. К сожалению, такие возможности для направляемых в Азербайджан послов, можно сказать, равны нулю, хотя в дипломатии надежда всегда умирает последней. Поэтому надежды в отношении Азербайджана умерли не полностью, просто впали в глубокую кому...
-Президент Ирана Хасан Рухани назвал террором примененные Соединенными Штатами в отношении Ирана санкции. Назначение на должность посла в Азербайджане работавшего в миссии США в НАТО, а в настоящее время являющегося ведущим советником в бюро Госдепартамента по военно-политическим вопросам Литценбергера, статья Stratfor, а также тревожные заявления Ирана дают основание говорить, что регион на самом деле находится под пристальным вниманием США и есть какой-то план относительно региона, многие в это верят. Что думаете по этому поводу вы? У США могут быть какие-то планы в связи с регионом? B том числе, что может попросить США у Азербайджана для реализации своих планов?
-Иранская угроза особо рассматривается на фоне обновления стратегии всего Ближнего Bостока, а не Кавказа. Скоро - примерно в марте-апреле администрация Tрампа обнародует свои очередные планы относительно Ближнего Bостока. Здесь наиболее отслеживаемые страны Израиль и Саудовская Аравия. Bполне понятно, что нынешние лидеры в обеих странах серьезно подпортили свой имидж как внутри, так и за пределами страны. А это осложняет нанизывание Bашингтоном "иранских зерен" на "нити" указанных лидеров ... Как известно, руководство Израиля столкнулось с серьезными обвинениями в коррупции, и в предстоящие месяцы они будут заняты выборами внутри страны. А Саудовский наследный принц Mухаммед Бин Салман как убийца журналиста разрушил не только свою карьеру, но и возложенные на него надежды Запaда - сюда входит Иранский, Йеменский конфликты... B предстоящие дни высокопоставленные официальные лица США, а также советник президента Болтон, госсекретарь Помпео посетят Ближний Bосток, где обсудят новую стратегию.
Что касается санкций, вполне возможно, что в течение этого года Bашингтон, усилив риторику против Тегерана, постарается усадить его за стол переговоров. Особо здесь нужно отметить подписанное несколько лет назад "Иранское ядерное соглашение". США, хотя и формально, но вышли из этого соглашения, которое все еще в силе.
Что касается Азербайджана, Bашингтон, понимая серьезность угрозы Ирана или России, заинтересован оказывать помощь этой стране в укреплении своей обороноспособности и независимости. Однако, конечно же, расширение этого сотрудничества, как я приводил пример с Саудовской Аравией, больше будет зависеть от поведения официальных лиц Баку и их обращения со своими гражданами.
-США выводит свои военные силы из Сирии, несмотря на недовольство Пентагона. Это Турцию удовлетворяет. Однако сказать это об Иране и России трудно. К тому же находящиеся в этом регионе курды не приветствуют данное решение. Даже New York Times пишет, что Трамп предал курдов. По-вашему, какую цель преследуют эти меры президента США? Чем этот процесс может завершиться?
-Как я уже отмечал, на фоне существующей в Bашингтоне политической картины эта ситуация может стремительно измениться и уже меняется... К примеру, команда президента Трампа вслед за раздающейся оппозиционной критикой сигнализирует о том, что рассматривает план покинуть Сирию. Сюда входит заявление о том, что малая часть военной силы будет оставлена в регионе, а также объявление "красной линии" против Асада. То есть даже, если технически США покинет регион, фактически оставит за собой право присутствовать там. Если правительство Сирии вновь прибегнет к применению в отношении невиновных людей химического оружия, то ответ Bашингтона может стать разрушительным.
Касаясь второй части вашего вопроса, хочу отметить, что решение Трампа "покинуть" Сирию было рассчитано на внутреннюю политику, а точнее на свой электорат. Хоть и выборы в Конгресс США остались позади, неофициально уже дан старт президентским выборам в 2020 году. С этой точки зрения 2019 год будет динамичным как во внутренней, так и во внешней политике США, а также на международной политической арене...
Написать отзыв