Последнее обновление

(10 часов назад)
Government House

Government House

***

-Акрам бей, как вам известно, президент Ильхам Алиев  подписал указ о расширении функций и структуры Минэкономики. Согласно указу, Минналогов,  Госкомитет по вопросам имущества, Госкомитет по антимонопольной политике и контролю за потребительским рынком в соответствующем государственном статусе включены в структуру Минэкономики. По-вашему, необходимость в таких изменениях была?

-В целом необходимость в сокращении числа  госорганов, а также в их объединении была давно.  В особенности в экономическом блоке. Что касается конкретно этих изменений, то здесь просматриваются субъективная и объективная необходимость. Госкомитет по антимонопольной политике  и контролю за потребительским рынком до сих пор так и подчиняется Минэкономике. Выходит, что фактически лишь два  органа – Минналогов и Госкомитет по вопросам имущества переданы Минэкономике. Передача Госкомимущества исходит из объективной необходимости. Наряду с этим комитетом Минэнергетики и Минсельхоз частично осуществляют  полномочия Минэкономики. То есть присоединение и этих  министерств к Минэкономике также является объективной необходимостью. Что касается  Минналогов, то его присоединение было неожиданным. Деятельность Минналогов и Таможенного комитета более близки к Минфину, поскольку они осуществляют фискальную политику.  Полагаю, что присоединение Минналогов к Минэкономике  связано непосредственно с усилением поддержки развитию предпринимательства, поскольку этот вопрос является одним из приоритетов Минэкономики. Структура, которую больше всего побаиваются предприниматели (если не учитывать правоохранительные органы),  это именно Минналогов. Объединение эти министерств рассчитано на создание поворота в этой  деятельности под руководством Джаббарова. Ранее Джаббаров был замминистром экономики, затем стал министром налогов. То есть с проблемами  предпринимателей хорошо знаком с обеих сторон. Отныне он должен работать для оказания им поддержки и осуществлять налоговую политику с учетом этого фактора. То есть найти оптимальный баланс между интересами частного и государственного секторов. Если учитывать, что Джаббаров юрист, то можно прийти к выводу, что часть изменений  исходит из чисто субъективного фактора, из фактора личности министра. Джаббаров фактически равен премьер-министру, им же он и станет.

-Что положительного  принесут эти изменения? Что-то изменится?  

-Это покажет время. В любом случае это нестандартный, креативный подход. Президент словно говорит Джаббарову: Вот смотри, тебя не назначаю премьер-министром, чтобы голова твоя не заморачивалась множеством дел, твое основное дело – это развитие предпринимательства. Сделай это так, чтобы и госбюджет пополнялся, и предпринимателей не мучали. Конечно же, должность очень сложная!

-Изменения эти называют реформами.  По-вашему, правильно ли называть эти изменения реформами? То есть изменения эти смогут коренным образом изменить работу министерства?  

-Именно в сказанном мною контексте принять это как  реформы можно. Работа министерства экономики до сих пор  осуществлялась лишь на бумаге. Результата у работы нет!  В крайнем случае, говорили, что на делать в условиях  большого давления на предпринимателей, высокие налоги и прочее. Сейчас так говорить уже будет невозможно. Если и после этого ненефтяной сектор не будет развиваться, не будет реальной поддержки предпринимателям,  то на кого тогда будут сваливать? В любом случае появился уникальный шанс.

-Кстати, ожидаемым и годами предлагаемым экспертами вариантом было объединение Минаналогов и Таможенного комитета.  Однако  Минналогов  объединили с Минэкономики, а Таможенный  комитет остался на месте. По-вашему,  хорошо было бы, если бы и Таможенный комитет присоединили к этой структуре? Или пребывание Таможенного комитета в прежнем состоянии более целесообразно?

-Если объективно, то  объединение Минналогов и Таможенного комитета с Минфином было бы правильнее. Но реальная ситуация требует поддержки предпринимательству. Таможенный комитет потому не передали Минэкономике, чтобы не загрузить сильно нового   супер министра. В чем основная проблема предпринимательства?  Налоговая и имущественная регистрация! Отныне и этим будет руководить Минэкономики. Конечно же, у предпринимателей много проблем с правоохранителями и судами. Но это совершенно другая тема.

-Следует отметить и то, что в свое время и Госкомимущество и Антимонопольный комитет находились в ведении Минэкономразвития.  Однако впоследствии их разделили.  Сейчас вновь объединяют, из чего исходит  это возвращение в прошлое?  

-Раньше потому их отделили, что  в общей сложности существовала тенденция  увеличения госорганов. За счет увеличения нефтедоходов  мы не хотели чувствовать себя карликовым государством. К примеру, открывали множество посольств за рубежом, хотя необходимости не было. К примеру,  зачем нужно посольство в такой стране, как Болгария? Не нужно! Аналогичный вопрос. А теперь усиливаются тенденции к сокращению, потому что должны экономить. 

-Министр экономики Шаин Мустафаев назначен вице-премьером. На его место назначен  министр налогов  Микаил  Джаббаров. Как вы смотрите на эти кадровые расстановки? Эти кадры и ранее занимали высокие посты, однако в глаза  какие-то космические успехи не бросались. То есть  сменой мест этих кадров чего хотят добиться? Что нового принесет это государству и экономике?  

-Шаин Мустафаев  вообще чиновник безуспешный. Может как хороший бухгалтер и он справлялся с работой в Министерстве налогов, где он работал. Но его деятельность как министра  экономики была лишь на бумаге. Он не знал, что делать. Очень хорошо, что его назначили вице-премьером, пусть занимается бумажной работой. Что касается Микаила Джаббарова, то в настоящее время он является самым эффективным менеджером правительства. Он смог навести порядок, как в Министерстве образования, так и  налогов. В особенности же, как министр налогов смог занять принципиальную позицию. К примеру, в вопросе с уклонением от налогов зоны отдыха  «Релакс» в Лерике. За последние 2 года похожих случаев было немало. Сейчас трудно сказать, справится он или нет. Если объективно, то стоящие перед ним задачи трудные. Имеются и субъективные проблемы. К примеру, Джаббаров предпочитает работать с кадрами, с которыми работал на предыдущих работах. Расширять команду он или не хочет, или у него нет времени. Однако по мере расширения полномочий, сделать это придется. 

-Получается, что власти особое место уделяют экономической области. Однако если не изменится суть, можно ли чего-то достичь?

 -Да, для власти экономическое развитие в настоящее время значимо. Понимают, если не будут развиваться ненефтяной сектор, предпринимательство, то будущее страны  не будет радужным. Для этого на самом деле недостаточны кадровые и структурные  изменения.  Если в стране не будет восстановлена законность, никакого развития не будет!

 -По-вашему, какими будут предпринимаемые властями основные шаги в экономике, чтобы их можно было представить как настоящие реформы?  

-Если не будет реальных судебно-правовых реформ, то говорить о настоящих реформах и успехах  невозможно. Экономическое развитие зависит от  четких и соблюдаемых правил игры. У рыночной экономики есть три фундаментальных  столпа: 1) защита имущественного права; 2) гарантии исполнения обязательств; 3) здоровая конкуренция. Для их реализации нужны всего две вещи: 1) совершенное законодательство; 2)честный, справедливый и независимый суд.  Наше законодательство в плачевном состоянии. Достаточно  взглянуть на Гражданский кодекс: наш кодекс самый отсталый на всем пространстве  бывшего СССР. Состояние наших судов налицо: чего только не вытворяют! Поэтому если не будут предприняты реальные шаги в этом направлении, то не будет никаких реформ, никакого развития. 

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей