Последнее обновление

(3 часа назад)
Цены на Интернет выросли: конкурентная среда, монополия и испытывающие трудности потребители

15 августа, несмотря на продолжающиеся антимонопольные расследования, государственный телекоммуникационный провайдер «Азтелеком», подчиняющийся Министерству цифрового развития и транспорта, повысил тарифы на услуги гигабитной пассивной оптической сети (GPON). «Азтелеком» обновил свой сайт aztelecom.az новыми ценами, значительно увеличив минимальную скорость интернета, предлагаемую потребителям. Согласно пересмотренным тарифам, минимальная скорость трафика выросла с 40 Мбит/с до 100 Мбит/с. Теперь потребители будут платить 25 манатов в месяц за 100 Мбит/с, 30 манатов за 150 Мбит/с и 36 манатов за 250 Мбит/с. Ранее минимальный пакет со скоростью 40 Мбит/с стоил 18 манатов.

Объявление было сделано на фоне проверки Государственной службы по антимонопольной политике и контролю за потребительским рынком Азербайджана. 14 августа агентство начало проверку изменений цен, осуществленных «Азтелеком» и «Бактелеком», двумя государственными телекоммуникационными провайдерами. Целью расследования является определение того, соответствуют ли действия провайдеров Кодексу конкуренции и применяются ли новые тарифы в соответствии с правовыми нормами.

Решение о расследовании последовало за критикой со стороны отраслевых экспертов, которые выразили обеспокоенность односторонними действиями государственных провайдеров. Повышение цен «Азтелеком» усилило обеспокоенность по поводу монопольного контроля на телекоммуникационном рынке Азербайджана, высветив проблемы, связанные с правами потребителей и прозрачностью рынка.

Поскольку расследование продолжается, его результаты могут создать прецедент для регулирования ценовой политики в развивающемся цифровом пространстве Азербайджана.

IT-эксперт Вахид Гасымов отвечает на вопросы ASTNA.

* * *

Вопрос: Г-н Гасымов, несмотря на продолжающиеся антимонопольные расследования, государственный телекоммуникационный провайдер «Азтелеком» повысил тарифы на услуги GPON. Объявление было сделано на фоне проверки Государственной службы по антимонопольной политике и контролю за потребительским рынком Азербайджана. Агентство начало проверку изменения цен «Азтелекомом» и «Бактелекомом» за день до объявления. Целью расследования является определение того, соответствуют ли действия провайдеров Кодексу конкуренции и соответствуют ли новые тарифы правовым нормам. Несмотря на это, цены были повышены. О чем это говорит?

Ответ: Субъекты, практикующие монополистическую политику, также принадлежат государству. Антимонопольный регулирующий орган также является государственным учреждением. Его функция часто сводится к успокоению ситуации, когда говорят «мы разберемся с этим», когда возникают жалобы. Он может вести переговоры с компаниями о снижении цен на 1-2 маната или вводить политику скидок для определенных регионов или социальных групп. Хотя на рынке поставщики услуг и товаров представлены несколькими субъектами, на самом деле они находятся под одним и тем же центральным  (государственным) управлением. Эта закономерность наблюдается не только в ценах в Интернете, но и в секторах продажи доменов, мобильной связи, фармацевтики и топлива: нет конкурентного ценообразования, и разные субъекты вынуждены продавать по одной и той же цене. От отсутствия конкуренции страдает потребитель.

Вопрос: Минимальная скорость трафика для интернета выросла с 40 Мбит/с до 100 Мбит/с. Что касается цен, то теперь потребители будут платить 25 манатов в месяц за 100 Мбит/с, 30 манатов за 150 Мбит/с и 36 манатов за 250 Мбит/с. Раньше самый маленький пакет со скоростью 40 Мбит/с стоил 18 манатов. Простые граждане, как правило, больше заинтересованы в низкой или средней скорости интернета, чем в высокоскоростных пакетах. Например, нужен ли человеку, живущему в  какой-либо отдаленной деревне Гедабекского района, 100 Мбит/с? Учитывая, что теперь ему придется платить за это больше?

Ответ: Увеличение объемов трафика в минимальных пакетах является существенной проблемой на национальном уровне. Международные организации, отслеживающие ситуацию, обнаружили, что большинство населения использует меньший трафик, в результате чего средний трафик в стране ниже по сравнению с другими странами. Это негативно влияет на имидж Азербайджана. Поэтому увеличение минимального лимита трафика, если позволяет инфраструктура, в целом считается положительным шагом. Учитывая, что стоимость единицы трафика в целом снизилась, переоценка цен в некоторой степени понятна. Однако, как упоминалось выше, бремя ляжет на население. При увеличении стоимости с 18 до 25 манатов гражданин будет платить дополнительно 7 манатов в месяц. При увеличении среднего трафика в стране более чем в два раза, увеличение на 7 манатов может оказаться незначительным для многих граждан. Однако применение льготных тарифов для уязвимых групп населения и малообеспеченных жителей может стать удовлетворительным решением для всех. Учитывая, что провайдеры являются государственными, правительство имеет возможность легко это организовать.

Вопрос: Но когда провайдер говорит: «У меня нет пакета интернета с меньшей скоростью», он заставляет людей переходить на этот пакет и платить больше. Насколько этот шаг правильный?

Ответ: Безвыходных ситуаций не бывает. Поскольку люди испытывают финансовые затруднения, они находят собственные выходы. Если для кого-то в Гедабеке дополнительные 7 манатов являются проблемой, они могут вообще отказаться от интернет-услуг. Они также могут разделить один интернет-пакет между 3-4 домохозяйствами, либо по беспроводной сети (Wi-Fi), либо через проводные соединения (LAN + Router), в зависимости от расстояния между домами. Однако это приведет к потере провайдером клиентов. Поэтому, как упоминалось ранее, предоставление интернета с более высоким трафиком при сохранении прежних цен для регионов может быть решением. Поскольку потребление трафика в сельской местности невелико, провайдеры, взимающие плату на основе объема, а не скорости, не будут сильно затронуты.

Вопрос: По данным Госкомстата, в стране насчитывается 1,6 млн. абонентов интернета, из которых более 60% являются клиентами государственных монопольных компаний (Aztelekom, Baktelekom, Azevrotel) Министерства цифрового развития и транспорта. Агентство по информационным и коммуникационным технологиям зарегистрировало 163 компании-провайдера, остальные занимают долю рынка всего около 1%. Каковы могут быть цели поощрения клиентов покупать более скоростные интернет-пакеты (100 Мбит/с)?

Ответ: Это не поощрение. Как уже было сказано, это необходимый и стратегически важный шаг для повышения средней скорости интернета в стране. Проблема здесь в несправедливом распределении доли рынка, которое оправдывает монополистическое поведение, несмотря на наличие 163 провайдеров (не все из них являются интернет-провайдерами; есть также хостинг-провайдеры, операторы и т. д.).

Вопрос: Почти 30%-ное повышение тарифов на интернет в стране также может привести к рискам. После этого решения может увеличиться число малообеспеченных людей, жителей регионов и уязвимых социальных групп, которые могут отказаться от интернет-услуг. Это не учитывается? Или это тоже предполагается?

Ответ: По сравнению с другими коммунальными услугами, интернет-услуги показали наименьший рост цен. Так же, как нет существенной реакции на рост цен на другие коммунальные услуги, это также может быть принято населением. Граждане не могут отказаться от электричества, воды, газа или топлива, и аналогично, они не могут отказаться от информации и ее поставщика, Интернета. Поэтому они не откажутся от услуги полностью, а будут искать альтернативные решения, как упоминалось выше. Рассматривались ли эти шаги учреждениями, повышающими цены, заранее? Не думаю. Но поскольку граждане находят свои собственные решения, этим учреждениям также необходимо будет принять определенные меры, если количество потребителей уменьшится.

Вопрос: Как гарантировать, обеспечить интернетом всех и по доступным ценам? Каковы ваши предложения?

Ответ: Наш интернет может быть дороже по сравнению с соседними странами, в первую очередь потому, что наш ненефтяной сектор, особенно сектор ИТ, менее развит по сравнению с соседними странами. Если государство воздержится от входа в сектор ИТ и создания монополий, если сектор ИТ станет независимым, и если иностранные компании будут привлечены в сектор для создания конкурентной среды, то сектор ИТ будет развиваться и предлагать конкурентоспособные цены, которые обеспечат подходящие варианты для потребителей. На словах все это просто. Но эти изменения займут годы. Всем нужно набраться терпения. Развитие требует жертв.

2 отзыв

Написать отзыв

Общество

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей