В недавнем отчете Министерства финансов Азербайджана были обнародованы данные об исполнении государственного и консолидированного бюджетов за девять месяцев 2024 года. В отчете указано, что из 4,8558 млрд манатов, выделенных на реконструкцию и восстановление освобожденных территорий, 64,6% или 3,1376 млрд манатов уже освоены. Кроме того, из средств, выделенных на капитальные вложения, в размере 1,7289 млрд манатов освоены 61,4%.
С 4 миллиардами манатов, запланированными на реконструкцию в следующем году, как указано в проекте закона о государственном бюджете на 2025 год, возникают вопросы о прозрачности и точности расходования этих средств. Используются ли деньги эффективно или расходы завышаются?
Экономист Ровшан Агаев поделился своими мыслями с ASTNA, затронув эти вопросы и обсудив трудности в обеспечении прозрачности столь масштабных расходов.
* * *
Вопрос: Ровшан бей, Министерство финансов в оперативных данных об исполнении сводного и государственного бюджетов за январь-сентябрь 2024 года раскрыло сумму, потраченную на восстановление освобожденных территорий. За девять месяцев 2024 года из ежегодно выделяемых 4,8558 млрд. манатов было потрачено 64,6% или 3,1376 млрд. манатов. Как вы считаете, отражают ли эти цифры реальность?
Ответ: Если вы спрашиваете о пропорциональности квартального распределения расходов с точки зрения того, насколько они реалистичны, то, глядя на предыдущие отчеты о квартальном и ежемесячном распределении расходов государственного бюджета, текущее распределение представляется более сбалансированным.
Однако если вы спрашиваете, реалистичны ли затраченные суммы с точки зрения масштабов реконструкции и строительства, не завышены ли расходы, то без тщательного расследования сложно дать точные ответы. Для такого исследования, прежде всего, данные должны быть открытыми. То есть суммы по всем инвестиционным проектам должны быть доступны через общедоступные источники информации. Самое главное, чтобы независимое гражданское общество и СМИ имели возможность, при необходимости, проводить прямые расследования на строительных площадках, общаться с экспертами и рабочими. Это называется беспристрастным мониторингом. Всего этого у нас нет — ни суммы проектов не являются публичными, ни возможности для независимых расследований. Поэтому сложно вынести окончательное суждение о том, отражают ли выделенные цифры реальность. Выводы формируются только на основе периодических объявлений о государственных закупках.
Вопрос: В целом, существует ли прозрачность в расходовании средств, выделенных на восстановление Карабаха?
Ответ: Если бы после утверждения годового бюджета все инвестиционные проекты от самых маленьких до самых больших, а также отчет об их реализации в конце года были бы обнародованы, и если бы у нас был доступ к реестру, позволяющий определить реальных владельцев компаний, реализующих эти проекты, то можно было бы говорить о прозрачности.
Вопрос: Как вы думаете, куда пойдет эта сумма денег?
Ответ: Несмотря на отсутствие систематической и полной отчетности, на основе разрозненных раскрытий информации, похоже, что большая часть средств, потраченных до сих пор, была связана с инфраструктурными проектами, включая аэропорты, железные дороги, водную, энергетическую и коммуникационную инфраструктуру, а также дороги. Относительно меньшая часть, вероятно, пошла на строительство жилых районов. К сожалению, поскольку подробные отчеты нам недоступны, мы не можем указать точную долю расходов на эти две области.
Вопрос: Можете ли вы привести примеры мер экономии средств в расходах на реконструкцию и строительство? Не кажется ли сумма выделенных денег слишком большой по сравнению с проделанной работой?
Ответ: Как я уже говорил, отсутствие данных, и полное ограничение возможностей для исследований не позволяют нам говорить на конкретных примерах. Двадцать лет назад в стране было больше возможностей для такой работы. Я помню, как наша группа бюджетных исследований проводила широкое исследование поселений, построенных для внутренне перемещенных лиц на средства Нефтяного фонда. Были организованы поездки журналистов в эти районы. Можете ли вы представить, что это можно сделать сейчас?
Вопрос: На строительство поселка Шукюрбейли в Джебраильском районе, в котором будут проживать 1042 семьи, выделено 7,664 млн. манатов. На начальном этапе за счет этих средств планируется построить 48 индивидуальных жилых домов. В среднем стоимость строительства одного индивидуального жилого дома составляет 159,6 тыс. манатов. Не слишком ли много 159,6 тыс. манатов за строительство одного жилого дома?
Ответ: Увидев эти цифры, я обсудил их с несколькими специалистами по строительству, чьему опыту я доверяю, и каждый из них сказал, что эта сумма значительно высока. Они отметили, что стоимость строительства аналогичных домов частными лицами ниже, и сравнивать их напрямую было бы несправедливо. Физические лица не платят налоги или социальные отчисления за заработную плату рабочих, а также не платят НДС за приобретенные товары и услуги. Однако, по мнению экспертов, эти налоговые обязательства увеличат расходы максимум на 25% по сравнению с домами, построенными частными лицами. Они считают, что даже после учета этих 25% 160 000 манатов за четырехкомнатный дом все равно очень дорого, и здесь есть явное преувеличение. Кроме того, они указывают на то, что есть факторы, которые должны снизить расходы для компаний, строящих дома оптом. Например, строительные материалы и необходимые услуги закупаются оптом, что делает их дешевле, а рабочая сила работает по более низкой цене из-за большего объема работы. Таким образом, часть дополнительных расходов от налогов и социальных отчислений компенсируется таким образом.
Вопрос: Разве правительство не должно найти оптимальный способ предоставления качественной работы с меньшими затратами? Каковы ваши предложения по этому вопросу?
Ответ: Эффективное расходование бюджета предполагает достижение необходимого качества при минимально возможных затратах. Для этого система должна быть комплексной. В первую очередь, согласно требованиям Конституции, нам нужен независимый парламент, который действительно функционирует как орган надзора за бюджетом, зная, как расходуется каждая копейка после исполнительной власти. Созданная парламентом Счетная палата должна ежегодно проводить аудит как минимум всех крупных инвестиционных проектов и публиковать результаты. Независимые СМИ и гражданское общество должны иметь доступ ко всей информации о реализованных инвестиционных проектах и иметь возможность беспрепятственно проводить независимые расследования по любому проекту. Все закупки должны проводиться через электронный портал, а для определения наличия в этих расходах конфликта интересов или личных интересов политических деятелей реестровая информация о реальных владельцах компаний, победивших в тендерах на закупки, должна быть общедоступной.
Написать отзыв