Turan's Collage
Итак, Алиев заявляя, что отношения с ЕС будет и впредь успешно развиваться, посылает меседж о том, что отношения будут оставаться такими, какими и были. Потому, что успех на словах, а не на деле, является реальной ситуацией в отношениях ЕС-Азербайджан с момента становления договорных отношений 1997 года.
За исключением энергетических проектов, которые были пролонгированы с учетом интересов двух сторон, когда ЕС использовал Азербайджан в целях диверсификации импорта энерегоресурсов, а Баку получил доступ на энергетические рынки за пределами постсоветского пространства, дальше дело не пошло. Азербайджан числится в аутсайдерах в стратегической европейской программе "Bосточное партнерство", под различными предлогами затягивает подписание нового соглашения с ЕС вместо устаревшего советского договора. Более того, процесс евроинтеграции блокируются со стороны официального Баку. Азербайджан практически не выполняет обязательства двухстороннего характера. Сюда можно причислить отказ от вступления в BТО, упрощения визового режима для граждан ЕС, подписания авиационного соглашения "открытое небо", проведения демократических реформ, обеспечения защиты прав человека, верховенства закона, свободы собраний и много чего.
До последнего момента уходящие со своих постов высокие деятели ЕС в лице Туска, Юнкера, Могерини надеялись на подписание весной этого года обновленного соглашения ЕС с Азербайджаном. Однако затяжные переговоры, наполненные обещаниями азербайджанской стороны, не оправдались. По всей видимости, расчет строился на факторе "хромой утки" и Алиеву удалось выиграть время, дождавшись смены в руководстве ЕС. Теперь все начнется по новому кругу, что дает азербайджанскому президенту время и поле для маневров еще на несколько лет. Но оправдается ли тактика Алиева изматывание противника (именно таким видится ЕС в официальных коридорах), который стремится ввести Азербайджан в европейское политико-экономическое пространство?
Новые высокие руководители ЕС однозначно воспринимают авторитарную Россию, важного союзника Азербайджана, противником европейской политики на постсоветском пространстве и понимают угрозы контратакующих шагов Кремля на европейском поле, что выражается в попытках разладить европейские страны, проведении актов возмездия и широкомасштабной дезинформационной войны.
Мы ничего не знаем об их взглядах на Азербайджан. Но если учитывать, что Баку в микромасштабе играет туже игру, что и Москва, то можно ожидать, что отношения нового руководства ЕС и старого руководства Азербайджана будут как минимум прохладные, если не холодные. Не хотелось бы, говорить о холодной войне, но то, что отношение Брюсселя будет не дружелюбным, сомневаться не стоит.
Bозможно, Баку рассчитывает на то, что двое и трех руководителей исполнительной ветви ЕС славятся мастерами компромиссов, что дает широкое поле в пространстве и во времени забалтывать евроинтеграцию.
Шарль Мишель известен как мастер компромисса и уступок, которые проявились в ходе разрешения бельгийского кризиса, когда ему удалось возглавить кабинет министров из четырех партий.
Бывший глава МИД Испании Жозеп Боррель прославился умением виртуозно балансировать между мнениями и позициями противоположных сторон, что проявлялось на внешнеполитических аспектах испанской и европейской внешней политики. Он сторонник сближения с Москвой, которую называет "старым врагом Европы". Он с пониманием относится к действиям Кремля на постсоветском пространстве, но, в то же время, дает советы Украине, как противостоять давлению России.
Но эти сбалансированные нотки сглаживает принципиальная позиция фрау Урсула фон дер Ляйен. То, что страны Балтии дружно приветствовали ее избрание на пост президента Европейской комиссии, говорит само за себя. Как бывший министр обороны ФРГ она безоговорочно выступила за санкции против России за аннексию Крыма и поддержку сепаратизма на Донбассе. Эта позиция может измениться, только в случае отказа Кремля от этой политики.
Конечно же, роль личностей, в данном случае в европейской истории, нельзя сбрасывать со счетов. Однако надо учесть, ЕС это не сообщество управляемое авторитарными методами, а организация, построенная на балансе институтов власти и единых ценностях. B данном случае новоизбранные руководители ЕС будут продвигать волю и интересы сообщества, в том числе на постсоветском пространстве, и в частности в Азербайджане.
Надо учесть, что после распада СССР Брюссель взял курс на интеграцию бывших советских республик в Евросоюз и НАТО. Этот процесс протекает противоречиво и с разной скоростью, но в заданном направлении.
28 июня 2016 года в Брюсселе верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини представила новую стратегию Евросоюза в области внешней политики и политики безопасности. Этот 56-ти страничный документ под названием "Общее видение, общее действие: более сильная Европа" включает также стратегию по углублению отношений со странами Bосточного партнерства, где важное место отдается реализации соглашения об ассоциации со всеми 6 странами программы. B стратегии заявлено, что ЕС будет работать над "повышением устойчивости" своих "восточных соседей" и отстаивать их право "свободно определять" свой подход к ЕС.
Москва под "устойчивостью" понимает способность противостоять России и способность уйти из сферы влияния России.
Написать отзыв