president.gov.ua
Вопрос не в том, что стороны обменялись опытом и взглядом на текущее состояние конфликтов, а в том, что в обоих случаях ведущим игроком конфликтов выступает Россия: в первом случае, как сторона, осуществившая агрессию и поддерживающая сепаратизм, а во втором, некогда поддержавшая армянскую агрессию и сепаратизм, но изменившая свою роль в карабахском конфликте, взяв за основу приоритет взаимодействия и сотрудничества с Азербайджаном. Неординарным в этом случае является то, что для России союз с «неприсоединившимся» Азербайджаном стал более привлекательным, чем сосуществование с Арменией – союзником по ОДКБ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС.
Сюда же следует отнести феноменальные союзнические отношения России с Турцией, которые из разряда вечных врагов перешли в разряд коллег, способных найти точки соприкосновения на стыке интересов Запада и России. Не последним таким примером было взаимодействие сторон в ходе второй Карабахской войны и в последующем - в процессе нормализации отношений Армении с Азербайджаном и Турцией.
Зеленский рассчитывает, что Анкара имеет все шансы стать мостом между Киевом и Москвой в контексте особых российско-турецких отношений. Зеленский в сентябре 2021 года уже обращался к президенту Турции Реджеп Тайип Эрдогану с просьбой о посредничестве с президентом России Владимиром Путиным для освобождения 450 украинских граждан, включая крымских татар.
Эрдоган вызвался поучаствовать в посредничестве и не только в вопросе освобождения граждан Украины, но и в более широком контексте урегулирования российско-украинского кризиса. Представитель президента Турции Ибрагим Калын в прошлом месяце заявил, что у Турции хорошие отношения и с Россией, и с Украиной, при этом в Анкаре "не одобряют и не поддерживают какой-либо конфликт между этими двумя странами". Турция, по словам Калына, старается "выполнить поставленную перед нею задачу по снижению напряженности”. Далее он отметил, что у многих стран Запада нет конструктивных прямых отношений с Россией, однако "Турция обладает этой особой позицией". Так что, если обе стороны относятся к этому положительно, президент Турции "может совершить конструктивный шаг для деэскалации, организовав встречу Путина и Зеленского".
Учитывая положительные результаты тендема Эрдоган-Алиев в контактах с Путиным, Зеленский видимо решил усилить турецкое миротворческую миссию, азербайджанской. 17 ноября он предложил Эрдогану провести в феврале к Киеве юбилейное 10-е заседание Стратегического совета высокого уровня, а 14 декабря пригласил принять участие в мероприятии Алиева, оформив это как юбилейное собрание по случаю 30-летия установления дипотношений Украины с Турцией и Азербайджаном.
В Киеве Зеленский и Алиев, подписав итоговую декларацию, особо закрепили готовность оказывать взаимную поддержку суверенитету и территориальной целостности двух государств в международно признанных границах, совместное противодействие гибридным угрозам, стремление обеспечить мир и стабильность в Черноморско-Каспийском регионе и за его пределами.
Таким образом, мы можем полагать, что тандемные действия связки Баку-Анкара в отношении росийско-украинского кризиса будет развиваться на основе принципа территориальной целостности Украины.
Думается, что у этой линии посредничества есть шанс, так как Москва не меньше заинтересована в выходе из кризиса с Украиной, но не под западным давлением, а при участии третьих евразийских сторон. Кремль принял платформу Эрдогана и Алиева по мирному Кавказу “3+3”. МИД РФ также взял на себя посредничество по устранению вековой вражды между Арменией и Турцией. По обоим вопросам осторожные консультации заинтересованных сторон уже прошли в Москве.
3 декабря Эрдоган позвонил Путину и обсудил Украину. В Кремле подчеркнули, что во время обсуждения проблематики Донбасса отмечалась “важность полного и неукоснительного соблюдения минского Комплекса мер 2015 года и других договоренностей, в том числе в “нормандском формате”.
За два дня до беседы Эрдоган-Путин пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Эрдоган может являться посредником в российско-украинских отношениях, но при определенных условиях. "Если Эрдоган может использовать свое влияние для того, чтобы побудить Киев начать выполнять свои обязательства - по Минскому комплексу мероприятий, договоренностям Парижа - это можно будет только приветствовать".
Написать отзыв