Последнее обновление

(7 часов назад)
president.az

president.az

Еще 6 января, проводя совещание по итогам 2020 года, президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщал о предстоящем объявлении «о новом энергетическом проекте, который усилит потенциал страны, принесет экономические и политические дивиденды и важен для развития и процветания региона». 

Таковым и стало подписание 21 января в Ашхабаде между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Туркменистана Меморандума о взаимопонимании по совместным исследованиям, разработке и разработке углеводородных ресурсов месторождения «Достлуг» («Дружба») в Каспийском море.

За 10 дней до этого Алиев встречался с президентами РФ и Армении в Москве и подтвердил твердые намерения развивать взаимовыгодное региональное сотрудничество через инфраструктурные проекты.

Таким образом, Азербайджан целенаправленно демонстрирует своим соседям примеры добрососедства, ответственности и учета интересов сторон и эта стратегия имеет позитивный отклик. 

По мнению аналитиков, такое поведение Азербайджана является и его месседжем Ирану в отношения решения имеющихся неурегулированных вопросов, в частности, на Каспии.

«Договоренность о совместном освоении спорного каспийского месторождения (в Азербайджане его называли «Кяпаз», в Туркменистане — «Сердар»), получившего название «Достлуг» (на обоих  родственных языках  означает «Дружба»), стала результатом подписания в августе 2018 года пятью прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспия. В Конвенции было отражено, что сопредельные государства на двухсторонней основе договариваются о разграничении дна и разработке его ресурсов. Азербайджан и Туркменистан пришли к этому. Иран пока не достиг этого и до сих пор не снял территориальные притязания на Каспии и к Азербайджану, и к Туркменистану. Так что 21 января Азербайджан и Туркменистан фактически адресовали Ирану месседж о том, как можно решать спорные вопросы», — сказал в беседе с ASTNA глава центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан.

Напомним, что 20 лет назад Иран не позволил азербайджанскому геологическому судну проводить исследования на площади «Араз-Алов-Шарг», вошедшей в контракт под операторством BP, и этот PSA был заморожен.

В своё время Иран не дал возможности Туркменистану реализовать на Каспии PSA-контракт, подписанный Туркменистаном с «Зарубеж-нефтью» и «Итерой».  

«Иран не подходил к урегулированию этих спорных ситуаций с экономической точки зрения, а преследовал политические цели, причем в торге с Западом, с которым у него до сих пор остаются сложные отношения. Иран и до сих пор не делает попыток решить вопросы по освоению Каспия с Азербайджаном и Туркменистаном», - отметил Шабан.

Что же касается «Достлуга», то не лишне напомнить, что открытое в 1986 году месторождение 1 июля 1997 года вошло в контракт SOCAR с ЛУКойл и Роснефтью, но после протеста Ашхабада уже 6 августа РФ аннулировала это соглашение. Туркменистан попытался 1 сентября того же года начать осваивать это месторождение с «ExxonMobil», но американский инвестор не стал осуществлять этот проект, спор по которому не был тогда решен.

В 2012 году МИД Азербайджана также пресек попытку Туркменистана вновь ввести это месторождение в международный контракт. После этого стороны фактически начали конструктивный диалог.

Эксперт по нефтяным вопросам Эмин Ахундзаде отметил, что месторождение «Достлуг» с запасами 50-60 млн тонн нефти и 30 млрд кубометров газа расположено в середине морской границы между Азербайджаном и Туркменистаном и без правового статуса Каспия его невозможно было эксплуатировать, но после определения статуса Каспия в 2018 году решение этого вопроса стало приближаться.

«Азербайджан и Туркменистан многие годы вели переговоры в юридическом контексте, в контексте использования нефтегазовых ресурсов, вывода их на мировые рынки и получения дохода. Подписанный 21 января между этими сторонами документ имеет историческое значение, так как победили диалог и стремление к дружбе», — считает Ахундзаде. 

Оба нефтяных эксперта считают, что нефть с «Достлуга» может идти в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан  (БТД), т.к. технически это сделать легко за счет возможной 30-километровой связки с инфраструктурой «Азери-Чираг-Гюнешли» и выхода на БТД. 

По мнению Ахундзаде, Меморандум может открыть путь и для включения Туркменистана в Южный газовый коридор, все сегменты которого заработали в конце 2020 года. 

«Туркменистан занимает 4-е место в мире по запасам природного газа. Убедившись в стабильности и безопасности транзита углеводородов через Азербайджан, Туркменистан мог бы подумать и о транспортировки через нашу страну своего газа», — считает этот аналитик.

Однако для этого нужны значительные капвложения и поддержка иностранных инвесторов.

Как заявил в ходе телемоста с Ашхабадом президент Азербайджана Ильхам Алиев, «проект «Достлуг» будет способствовать укреплению энергетической безопасности наших стран, а также наших соседей и открывает большие экспортные возможности».

По мнению президента Туркменистана, «подписание меморандума знаменует принципиально новый этап в энергетическом сотрудничестве Туркменистана и Азербайджана на Каспии и создает дополнительные серьезные стимулы для притока в наш регион крупных иностранных инвестиций».

Ведущий аналитик агентства политических и экономических коммуникаций РФ Михаил Нейжмаков в беседе с ASTNA дал следующий комментарий на азербайджано-туркменские переговоры 21 января : «Вспомним, что контакты между Баку и Ашхабадом в 2020 году задавали вполне позитивные ожидания по поводу двустороннего сотрудничества. Реперной точкой стал состоявшийся в марте 2020 года официальный визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Азербайджан. Хотя в подписанном по итогам тех переговоров Совместном заявлении Ильхама Алиева и Гурбангулы Бердымухамедова более явный акцент был сделан на сотрудничестве в транспортно-коммуникационной сфере (как, например, и в ходе телефонных переговоров глав МИД двух государств в конце июля 2020 года), там также говорилось  о намерении «в дальнейшем совместно разрабатывать и осуществлять энергетические проекты».

По мнению российского эксперта, примером тесного переплетения транзитных вопросов и сферы ТЭК является укрепление роли Азербайджана в поставках ресурсов, добываемых в Туркменистане, на внешние рынки.

«Можно вспомнить, в частности, победу азербайджанской SOCAR Trading в конце 2020 года в тендерах на закупку нефти, добываемой в Туркменистане малазийской Petronas и дочерней структурой итальянской Eni — суммарно на 2,5 млн тонн в год», — отметил Нейжмаков.

Признание выгодной логистики

По мнению этого российского эксперта, готовность двух стран развивать сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере стало позитивным фоном и драйверов для развития диалога и по другим вопросам.

«Это в принципе одна из значимых тенденций 2020 года: вопреки ряду популярных прогнозов, обсуждавшихся прошлой весной, даже на фоне распространения коронавирусной инфекции международные игроки продолжили зондировать почву по поводу взаимодействия в сфере развития транспортных коридоров», — подчеркнул Нейжмаков.

В подтверждении этих слов приводим и цитату из выступления 21 января президента Азербайджана: «Мы сегодня отмечаем высокий уровень транспортно-логистической инфраструктуры, что говорит о целенаправленной деятельности Туркменистана и Азербайджана в этой сфере. Это создает огромные возможности для всех стран, расположенных в нашем регионе и даже далеко от региона, на пространстве Евразии».

По его мнению, сотрудничество в транспортной сфере «открывает большие перспективы и для наших стран, и для наших соседей».

«Уверен, что в будущем транспортно-логистическое сотрудничество выйдет на еще более высокий уровень с учетом сложившейся новой обстановки в нашем регионе и возможности открытия новых транспортных путей. Думаю, что для всех наших партнеров и соседей это будет представлять дополнительные возможности», - сказал руководитель Азербайджана в ходе видеоконференции с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым в четверг.

Под новой обстановкой Алиев подразумевает договоренности с РФ и Арменией по открытию транспортных коридоров в рамках реализации Мирного плана решения ситуации в карабахском регионе, например, через создание железнодорожного и автомобильного сообщения через армянский Мегри на Нахчыванскую автономию Азербайджана с выходом на Турцию. Это станет новым привлекательным маршрутом для стран региона, сокращая время в пути, а значит предлагая выгодную логистику.

Азербайджан, Туркменистан, Турция, Грузия и Казахстан уже несколько лет наращивают свое сотрудничество в рамках Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (ТМТМ) и даже несмотря на пандемию COVID-19, перевалка по этому маршруту в 2020 году на 20% превысила показатель 2019 года, выйдя на более 4,8 млн тонн, из которых 87% пришлось на транзитные грузы.

Так, в 2020 году количество крупногабаритных транспортных средств (TIR) по направлению Баку-Туркменбаши-Баку составило 27.934 против 24.970 единиц в 2019 году.

С 1 апреля 2020 года на ТМТМ на железнодорожном участке Азербайджан-Грузия действуют льготные тарифы.

Значительный рост по итогам 2020 года был зафиксирован и в объемах транспортировки нефти и нефтепродуктов через нефтеналивной азербайджанский терминал Дюбенди (в основном, за счет Туркменистана) — 498.577 тонн, что в 1,5 раза больше 2019 года. 

Туркменистан возобновил и отправку ряда нефтепродуктов на бакинский НПЗ для их обогащения и последующего экспорта.

В 2021 году Туркменистан предоставит для нефтепровода БТД свыше 3 млн тонн нефти против около 950 тыс тонн в 2020 году, что также можно считать успехом продвижения Азербайджаном своих транспортно-логистических возможностей.

Речь идет о нефти с месторождений «Восточный Челекен» (оператор — австрийская Mitro International Ltd), Блока 1 — малазийская компания Petronas ( месторождения Гарагел-Дениз  Дерьябекир и Магтымгулы) и  «Окарем» — оператор итальянская Eni.

Азербайджан и Туркменистан ведут постоянную работу по реализации международного транспортного проекта Lapis Lazuli в направлении Афганистана.

Таким образом, эффективное взаимодействие этих стран может стать примером для других региональных игроков и вылиться в новые перспективные и привлекательные проекты.—0—

 

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей