I. 01.01: Великобритания полностью вышла из ЕС, а уже 15.09 вместе с США и Австралией создала новый военно-технический блок AUKUS с явным англо-саксонским уклоном.
II. 06.01: в Вашингтоне, сторонники Д. Трампа прорвались в Капитолий, где в это время проходило обсуждение итогов выборов, на котором должны были сертифицировать голоса выборщиков.
III. 29.01: В. Путин подписал закон соглашения, продлевающего на пять лет действие договора СНВ-3.
IV. 23.05: инцидент с посадкой самолета в Минске, арест редактора канала Nexta Р. Протасевича. Резкое обострение отношений Запада с тандемом Россия-Беларусь. Осень – зима: миграционный кризис.
V. 16.06: в Женеве прошел саммит с участием президентов России и США.
VI. 15.08: Падение Кабула и передача власти в Афганистане талибам. Создание переходного правительства. Ликвидация Исламской Республики Афганистан. Талибами провозглашён Исламский Эмират Афганистан.
VII. 03.10: CPI опубликовала “Архив Пандоры»».
VIII.3 1.10: В Глазго началась конференция ООН по изменению климата.
IX. 08.12: Ангела Меркель сложила свои полномочия. Новым федеральным канцлером ФРГ стал Олаф Шольц.
X. 11.12.21: США провели виртуальный Саммит за демократию.
Угроза «распада США», политические последствия пандемии и борьбы против изменения климата, рост напряженности между США и Китаем, война в цифровом пространстве, проблемы Турции, Ирана: вот далеко не полный список политических проблем, с которыми столкнулся мир в 2021 и которые, очевидно, будут переданы по наследству наступающему году.
Еще одним «подарком» станет дальнейшее поражение лозунга: «у политического конфликта нет военного решения». Миротворцы проигрывали по всему миру, а решение большинства проблем достигалось силовыми методами.
В начале февраля в Мьянме произошел военный переворот, в стране объявлено чрезвычайное положение. Две попытки переворотов пришлись на Судан, в июле группа неизвестных напала на резиденцию и убила президента Гаити Ж. Моиза, в апреле президент Чада И. Деби умер от ранений и военные заявили о роспуске парламента и правительства и формировании переходного военного совета для управления страной. Еще один военный переворот произошел в Гвинее.
Ближний Восток продолжает поражать аналитиков новым раскладом политических альянсов региона, при котором Израиль и ряд арабских стран противостоят Ирану, а также пытаются нивелировать стремление Турции стать лидером исламского мира.
В этих условиях, дополненных приходом к власти в Иране консервативных сил, основная интрига – ядерная сделка (СВПД) – займет значительную часть 2022 г. с не исключенной вероятностью войны в регионе. Соответственно повышается роль тандема Россия-Турция, который после сворачивания активности США становится чуть ли не единственным медиатором ближневосточной политики. Приведет ли это к сохранению единства и противоположности этих государств по вопросам Сирии, Ливии, Украины, Южного Кавказа или наступит долгожданный Западом разрыв тандема, покажет самое ближайшее будущее.
Правда, не это является главной головной болью западного альянса, поскольку Китай начинает опережать самые оптимистические прогнозы своего экономического и военного роста, расширения присутствия в мире. В середине июня состоялся первый зарубежный визит Джо Байдена, целью которого было восстановление глобального лидерства США и политического единства коллективного Запада в соперничестве с РФ и Китаем.
Это стремлением США было скомкано бегством из Афганистана и обескураживавшим ЕС (да и НАТО) созданием блока AUKUS. В конце августа США завершили 20-летнюю миссию в Афганистане. В начале сентября Талибан, захватив последнюю неподконтрольную провинцию, установил по всей стране режим, являющийся прямым вызовом западной демократии.
Хотя создание AUKUS шокировало весь ЕС, основной удар пришелся по Франции, потерявшей контракт на поставку 12 субмарин на сумму свыше €50 млрд. Париж назвал это решение «ударом в спину». Между тем, превращение Австралии в страну с атомными подводными лодками с крылатыми ракетами США, как и создание нового блока – попытка пресечь влияние Китая и России в этом новом центре мировой политики. А в это время (октябрь) инфляция в США побила рекорд за последние 30 лет, и разговоры о распаде однополярного мира приобрели на фоне непростых внутренних процессов в этой стране предметный характер. Рейтинг Байдена к концу ноября упал до 40%, однако он уже объявил о намерении баллотироваться на второй срок в 2024 г. Д. Трамп заявил об этом еще раньше, а интрига придется не на 24, а на 22 год, когда в США пройдут промежуточные выборы.
В этом контексте следует рассматривать попытки Байдена ценой уступок нейтрализовать стремление России придать сотрудничеству с КНР стратегический характер. Весьма показательными станут решения США и НАТО на переданные в конце года РФ проекты документов по гарантиям безопасности. Россия предложила НАТО не проводить крупные военные учения в приграничной полосе, отказаться от любой военной деятельности в Украине, на Южном Кавказе, Центральной Азии и Восточной Европе. США - закрепить обязательство не развертывать ракеты средней и меньшей дальности и ядерное оружие вне своей национальной территории и вернуть уже находящееся там, воздержаться от размещения вооружений в тех районах, где это будет восприниматься как угроза нацбезопасности. США должны обязаться не расширять НАТО «на восток» и отказаться от приема в альянс стран, ранее входивших в СССР. Пока напряжение между Украиной и Россией только нарастает, и это самое тревожное событие 2021 г.
В это время ЕС обвинил Беларусь в искусственном создание кризиса с использованием мигрантов в качестве «гибридного оружия». Отношения между Минском и Брюсселем накалились настолько, что президент Лукашенко допустил появление на своей территории ядерного оружия России.
Таким образом, мир в 2021 г вполне поляризовался по оси противостояния демократии и авторитаризма. Парадоксальным образом в стане авторитаризма оказались члены ЕС и НАТО, некоторые бывшие демократии Латинской Америки, Африки и Азии. Именно поэтому между этими двумя течениями мировой политики рано или поздно должна начаться самая настоящая битва. Д. Байден, считая, что время упущено, впервые в истории провел «Саммит демократий», куда пригласили только 110 государств с демократической формой правления. «Это мероприятие продемонстрировало, что демократический мир есть везде», - заявил Джо Байден в своем выступлении на заключительном заседании саммита, пообещав укреплять демократию в США и за рубежом.
США объявили о начале уже в 2021 «Года действий», когда будут проводиться целенаправленные диалоги между участниками саммита для усиления поддержки реформ и совместного планирования второго саммита.
Как отмечают аналитики, противостояние демократии и автократии, – главный тренд 2021 г., и коль скоро это так, этот тренд охватит и последующий год. И главные удары с обеих сторон противостояния будут нанесены по странам, которые попытаются придерживаться нейтралитета в этой битве.
Между тем, с уходом из политики А. Меркель практически завершился период властвования значительных лидеров в западных демократиях, в то время как авторитарный стан не устает выдвигать все новых харизматичных вождей, демонстрирующих преимущества «крепкой руки» в условиях политического хаоса, спорадических экономических кризисов, мультипликации штаммов коронавирусной пандемии.
Под занавес уходящего года (26.12) пресс-секретарь президента РФ Дм. Песков заявил: «Россия является абсолютно демократической страной, а те, кто говорит об обратном, не знают специфики российской жизни». По словам пресс-секретаря, в Вашингтоне пытаются называть какие-то страны демократичными, а какие-то - нет, и проведенный США 9-10 декабря виртуальный «Саммит за демократию» фактически поделил весь мир на недемократический и демократический.
Будет интересно понаблюдать в наступающем году битву конкурирующих политических систем и их лидеров.
Али Абасов
Написать отзыв