Shoygu, Lavrov and Putin
Почти год назад, когда Анкара получила российские зенитные ракеты С-400, мы писали, что это не может представлять серьезную угрозу взаимоотношениям Турции и США, которые, как и прежде, втихомолку продолжались. Ибо тогда кресло министра обороны Турции занимал самый доверенный человек Брюсселя и Вашингтона – генерал армии Хулуси Акар.
Хотя было объявлено, что ракеты для ПВО, поступившие в июле 2019 года, будут активированы в апреле следующего года, в названные сроки этого не было сделано … из-за пандемии COVİD -19 (думаю, что они не были бы активированы, даже если бы не было вируса).
Именно по причине умения генерала Акара держать двери открытыми как для НАТО, так и для Пентагона, Турции удалось переломить ситуацию в Ливии в свою пользу.
Х. Акар, активно участвующий в переговорах с Москвой по Сирии, особенно по Идлибу, смог, вопреки настойчивым требованиям России, добиться сохранения дислокации группы джихадистов в Идлибе. А как раз это и надо было Пентагону.
После того как 27 февраля Турция потеряла в регионе 58 военнослужащих (официально – 33), встреча В. Путина и Т. Эрдогана в Кремле 5 марта была простой формальностью. Та встреча привела отношения Анкары и Москвы по вопросу об Идлибе к пату, и, воспользовавшись этим, Турция, не мешкая, вмешалась в ситуацию в Ливии и смогла преломить ее в свою пользу.
Ожидала ли Россия такого оборота событий? Скорее всего, нет: почти все государственные структуры России были заняты реализацией конституционной поправки, обеспечивающей пребывание В. Путина у власти до 2036 года. Другая причина кроется в продолжении ухудшения экономического положения России.
Резкое противостояние с Турцией в Сирии говорит о том, что, по большому счету, вряд ли III и IV фазы прокладки газопровода «Южный поток», обещанной Анкарой за закрытыми дверьми, можно будет осуществить. Словно этого было мало, проект «Северный поток-2» был полностью заблокирован, что привело к серьезным проблемам в экспорте природного газа, на котором зиждется российская экономика.
Серпил Йылмаз (Serpil Yılmaz) в газете «Sözcü» («Комментатор») написал, что Турция начала по более низкой цене закупать сжиженный природный газ (СПГ) у США (18-19 июня). Неужто за достижением Турцией превосходства в Ливии кроется не только возобновление торговли оружием со старым союзником, но и покупка СПГ? В таком случае, не означает ли это, большому cчету, вытеснение России из европейского рынка природного газа?
Следящие за ходом событий, знают: провести 5 марта в Кремле встречу президентов Турции и России предложил перед медиа Р. Эрдоган. И заявление пресс-секретаря В. Путина Д. Пескова «На 5 марта в программе президента намечены другие мероприятия», сделанное в нарушение протокола, прозвучало для Турции унизительно.
Накануне встречи, состоявшейся по настоянию Эрдогана, российские СМИ еще раз поиздевались над Турцией, написав: «Эрдоган идет на поклон к Москве».
Впрочем, восле достижения Турцией в Ливии превосходства министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу планировали прибыть в Анкару. Однако, по их решению, самолет взял обратный курс на Москву. Как объяснил С. Лавров: «Мы узнали, что Турция готовится к операции в ливийском городе Сурт (Сирт), поэтому не пошли на встречу».
В таком случае, причина, по которой визит двух российских министров в Анкару был отменен, когда самолет еще находился в небе, крылась в том, что позиция России в Ливии ослабла, и на этот раз «Москва пошла на поклон к Анкаре». Кремль счел это неприемлемым для своего «Эго», ибо очень хорошо понимал, как это истолкуют общественность страны и иностранные СМИ, и посему предпочел отменить встречу .
Но может ли Анкара достаточно долго пользоваться полученным в Ливии преимуществом? Дипломаты, очень хорошо знающие этот регион, предупреждают Анкару «не класть все яйца в одну корзину».
Написать отзыв