Последнее обновление

(2 часа назад)
Azertag

Azertag

Недавно я ознакомился с Индексом управления ресурсами 2021 года для Азербайджана, подготовленный  Институтом управления природными ресурсами (NRGI).

В нем говорится: “Нефтегазовый сектор Азербайджана набрал 56 баллов из 100 в Индексе управления ресурсами (RGI) за 2021 год, что на девять пунктов больше, чем в 2017 году. Способность страны извлекать выгоду из сектора и его общая “благоприятная среда” ухудшились с момента последней оценки, но управление доходами улучшилось на 35 пунктов и теперь находится в диапазоне “хороших” показателей”. Насколько реальны этот рост и этот показатель?

Прежде всего, я хотел бы сказать, что для оценки результаты сгруппированы по пяти диапазонам показателей: “хорошо”, “удовлетворительно”, “слабо”, “плохо” и “неудачно”. Для каждой оценки Институт управления природными ресурсами (NRGI) рассчитал сводный балл, используя баллы по трем компонентам индекса:

1) Реализация ценности (49 баллов - 39 баллов);

2) Управление доходами (43 балла - 78 баллов);

3) Благоприятная среда (49 баллов - 50 баллов). 

Согласно документу, ситуация по первому показателю (реализация стоимости) ухудшилась в 2021 году, а оценка снизилась на 10 пунктов по сравнению с 2017 годом, с 49 до 39. Снижение на 10 пунктов переместило  позицию Азербайджана со “слабой” группы показателей до “плохой” группы показателей. Представленные здесь аргументы в пользу ухудшения показателя “реализация ценности” являются вескими.

Однако, согласно документу, ситуация улучшилась по второму показателю (управление доходами). Показатель  вырос со 43 до 78 баллов, то есть на  35 пунктов. Согласно этому показателю, позиция Азербайджана переместилась с "плохой" полосы  на "хорошую" полосу показателей.

Оценка, присвоенная Азербайджану по третьему показателю (благоприятная среда), была увеличена с 49 до 50 баллов. Несмотря на увеличение на 1 пункт, по этому показателю позиция Азербайджана по-прежнему находится в "слабой" полосе показателей. Благодаря такому изменению этих трех показателей RGI для Азербайджана увеличился на 9 пунктов с 47 до 56.

Как видно, изменение второго показателя является основным показателем относительного улучшения RGI для Азербайджана. Честно говоря, весьма сомнительно, как этот показатель был оценен в 78 баллов и как был достигнут прогресс в 35 баллов. Оценщики отметили, что улучшение этого показателя произошло благодаря принятию фискальных правил и совершенствованию правовой базы ГНФАР. Улучшение также было объяснено тем фактом, что правительство Азербайджана раскрыло свой бюджет и государственные расходы за 2019-2020 годы, что Министерство финансов опубликовало документы, в которых указаны как доходы, полученные от нефтегазового сектора, так и прогнозные прогнозы доходов от нефти, что ГНФАР улучшил свои правила отчетности, требуя публикации годового отчета, а также ежегодного внешнего финансового аудита финансовой отчетности ГНФАР и т.д.

Дело в том, что эти ссылки, упомянутые в отчете в качестве положительного шага, существовали до 2019 года и даже до 2017 года. Информация о доходах от нефти и газа и доле этих доходов в государственном бюджете была обнародована до 2017 года. Государственный нефтяной фонд готовит годовые отчеты почти со дня начала своей деятельности и публикует отчеты о результатах финансовых аудитов на своем веб-сайте. Например, вы можете ознакомиться со следующими источниками информации:

https://oilfund.az/report-and-statistics/get-download-file/8_2014.pdf;

https://oilfund.az/report-and-statistics/report-archive).

Понятно, что авторы документа, так сказать, представили  публиковавшиеся еще до  2017 года данные, как "новинку" на 2017-2021 годы. Другими словами, "эксперты" Института управления природными ресурсами смогли "улучшить" индекс "управление доходами" в новую эпоху, представив старые данные в новом формате. Поэтому результат оценки о повышении на "35 баллов" нельзя считать обоснованным. Если результаты оценки по этому показателю могут быть подвергнуты сомнению, то итоговый показатель по RGI нельзя воспринимать всерьез.

На мой взгляд, оценка третьего показателя - "благоприятная среда" в 50 баллов - тоже неадекватна реальной ситуации. Улучшение этого показателя должно было каким-то образом положительно сказаться, например, на динамике инвестиций, пусть и незначительно. Однако официальная статистика показывает, что в 2017-2021 годах динамика инвестиций в Азербайджане не улучшилась. Этого не только не произошло, но даже за этот период иностранные инвестиции сократились на 49%, а внутренние - на 72%. Каким образом индекс “благоприятной среды” улучшился, хотя и незначительно, но не оказал стимулирующего влияния на инвестиции? На мой взгляд, это очень серьезное противопоказание. Кроме того, серьезная проблема в разделе 3 связана с общим качеством управления в стране. Уменьшилась ли коррупция? Существует ли эффективная борьба с этим? Существует ли независимая судебная система? Свободна ли пресса? В каком состоянии находится сектор НПО и гражданское общество? Существуют ли открытое правительство и подотчетность? Ситуация в стране во всех этих областях является тяжелой, о чем свидетельствуют международные отчеты. В отчете на них молча закрывали глаза.

Наш общий вывод состоит в том, что оценка является обоснованной по первому показателю и необоснованной по второму и третьему показателям. Поэтому отчет о повышении RGI на 9 пунктов для Азербайджана не кажется объективным, и такой подход может создать еще один “Кризис ведения бизнеса”.

Джамиль Гасанлы, доктор исторических наук

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей