haber7.com
Речь идет о проклятии, прозвучавшего в адрес Мустафы Кемаля Ататюрка при чтении этой молитвы главой Фонда Управления по делам религий (ФУДР), который напомнил слова, якобы принадлежавшие Фатиху Султану Мехмету, покорившему Константинополь и обратившему собор Святой Софии в мечеть: «Будь прокляты те, кто сменит статус этого вакфа» (в Исламе «вакф»: имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели – ред.).
Несмотря на то, что ранее историк Мурат Бардакчы неоднократно заявлял, что в документе о вакфе Айя-Софии этих слов нет, всем было ясно, что глава ФУДР имел в виду основателя Турецкой Республики М. К. Ататюрка. Ататюрк, исходя из принципа равноудаленности в отношении к религиям, 24 ноября 1934 года решил отдать под музей здание тысячелетнего собора, превращенного в мечеть после завоевания Константинополя.
Мало того, что, не только политические исламисты, но и сам глава ФУДР, созданного Ататюрком в 1926 году для отделения религии от государства, увидев, насколько резко общественность отнеслась к преданию анафеме основателя республики, стал отнекиваться, так эта часть пятничной проповеди была удалена с веб-сайта Фонда Управления по делам религий.
И тогда представители всех слоев общества, не говоря о политических партиях и НПО, направились прямиком в суды. Президент Эрдоган предпочел хранить молчание, младший защитник властей – Партия националистического движения (ПНД), с одной стороны, встала на защиту Ататюрка, а с другой – взяла под крыло главу ФУДР. Две партии, созданные отделившимися от Партии справедливости и развития (ПСР), раскритиковали «Превращение молитвы в государственный протокол». Кандидат в президенты в 2018 году от основной оппозиционной Республиканской народной партии Мухаррем Инсе, приглашенный на пятничную молитву, также подал в суд на главу Фонда Управления по делам религий. То есть приглашение, молитва и затем суд ...
Победу кандидата от оппозиционного блока на повторных выборах в муниципалитет Стамбула 23 июня 2019 года с перевесом в 810 тыс. голосов, учитывая общий результат выборов 31 марта, мы тогда назвали «вторым тектоническим разломом в политическом исламе». И для того чтобы увидеть, насколько глубоко за прошедшие с тех пор 13 месяцев этот «разлом» проник в турецкое общество, нельзя было найти ничего лучше намаза 24 июля в Айя Софии.
Вслед за «проклинанием» Ататюрка во время намаза уже сын президента заговорил об «ошибочности отказа от арабского алфавита», стараясь добавить позитив в копилку политического ислама, однако общественность не приняла это всерьез. Упоминание «халифата» газетой «Акит» (“Akit”) – самой радикальной «идейной базой» политического ислама вдохновило последнего не настолько, чтобы можно было говорить о какой-либо реакции социума.
А «проклятие», озвученное во время намаза 24 июля в адрес Ататюрка главой ФУДР, общество переадресовало ему самому. Масштабы тектонического разлома в турецком политическом исламе за 13 месяцев показали, что процессы в этой сфере политики находятся на стадии серьезного "размывания".
Об этом свидетельствует то, что за короткое время экономические проблемы вновь заняли основное место в повестке страны. Образно говоря, как в исландских сагах, в которых говорилось «Бога нет. Ну а капуста есть?», религиозные настроения, доминирующие в турецкой политике в течение 25 лет, вновь уступили свое место заботам о хлебе насущном.
Конечно, это не означает, что в политическом исламе больше нет места религиозным чувствам: пока религия используется в политике в качестве инструмента, этот фактор будет реанимироваться. Мы говорим об анализе и выводах из картины, открывшейся нам намазом 24 июля.
Ну а как обстоит дело с «халифом и халифатом» в ситуации, когда в повестке так быстро оказался «хлеб насущный»?
Можете не сомневаться в том, что они не сняты и будут оставаться в повестке. Потому что для политического ислама Турции «халиф и халифат» являются категориальными понятиями, и даже став совершенно маргинальным, он всегда готов их задействовать, чтобы устоять на ногах.
Маис Ализаде
Написать отзыв