Последнее обновление

(1 час назад)
Arxiv

Arxiv

Анализ прессы и мировых событий последнего времени дает возможность сконструировать несколько сценариев, возможно повлиявших на всплеск военной активности в армяно-азербайджанском конфликте, переместившимся в приграничные территории двух стран.

Ради объективности отметим обсуждаемый сценарий, согласно которому властные структуры обеих государств, испытывая внутреннее давление из-за пандемии и многочисленных социальных проблем, чуть ли не договорились переориентировать вектор общественного негодования путем военного столкновения на границе Армении и Азербайджана. Два противоположных подсценария утверждают, что это была инициатива одной стороны, к которой охотно подключилась вторая сторона. Некоторые аналитики этой версией объясняют сравнительно малое число жертв при столь интенсивных артобстрелах, и обвиняют отнюдь не армян в гибели высших азербайджанских офицеров на собственной территории?!

Однако мировые события не дают оснований заключить произошедшие события в рамки исключительно «договорного» сценария.

Прежде всего, обращают на себя внимание неустанные попытки США перекрыть газовые магистрали России: Северный поток-2 (Европа) и затем Южный поток (Турция – Европа) посредством озвученной госсекретарем США М. Помпео санкционной политики, призванной наказать государства и организации, участвующие в этих проектах. Напомним, что «Турецкий поток» действует с января 2020 года и не только обеспечил поставки газа в Турцию, но и успел транспортировать в Европу 1,3 млрд. куб/м газа. К этому времени Турция существенно снизила закупки российского газа, предпочтя заменить его поставками из Азербайджана. Прошли сообщения (22.07.20,Turan), что морской газопровод «Турецкий поток» скоро остановится на еще один ремонт - с 27 июля по 10 августа, а с мая месяца полностью приостановлена подача российского газа в Турцию по другому трубопроводу – «Голубой поток». Также сообщается, что Азербайджан в январе-июне 2020 г. экспортировал в Турцию 6,36 млрд. куб/м газа - 23% от ее общих закупок газа (более 27,6 млрд. куб/м) и стал лидером среди поставщиков.

Предполагается, что военные действия Армении и Азербайджана ведутся за высоту, позволяющую нанести удары по коммуникациям поставок газа и нефти, а также железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Можно задать вопрос, могут ли поставки газа из Азербайджана настолько озаботить Москву, чтобы она предприняла столь решительные действия? Могут, если начнется реализации плана Туркменистана (с четвертыми мировыми запасами газа) присоединиться к азербайджанской магистрали. Решение Ашхабада, сегодня вполне благосклонное, может резко измениться даже в случае кратковременного выхода из строя азербайджанских коммуникаций. Мы уже видели, что Азербайджан стал вновь пользоваться новороссийской магистралью, и вряд ли дело заключается только в диверсификации путей поставок на случай чрезвычайных ситуаций.

С другой стороны, высота, за которую ведутся столь ожесточенные бои, позволяет и Азербайджану нанести удар по газовым коммуникациям («Газпром Армения» сообщил о повреждении газовой сети в Тавуше), доставляющим российский газ Армении по территории Грузии, что опосредованно вовлекает Тбилиси в развязанный конфликт. Не случайно, видимо, прошла новость о том, что Грузия позволила провести по своей территории оружие, поставляемое Сербией Армении. Быстрота реакции Грузии по опровержению этой «информации» показала, насколько Тбилиси опасается даже косвенного вовлечения в конфликт соседей, за которым стоит Россия.

Другой сценарий мировой политической сцены связан с длительной борьбой за влияние на Турцию, которая удачно использовала противоречия США и России для усиления своего престижа. Сближение с Россией не сняло противоречий по проблемам Сирии и Ливии, к которым после решительной поддержки Анкарой Баку добавляется проблема Армении.

С другой стороны, как известно, началось потепление отношений Анкары с Вашингтоном. Стороны, в частности, решили взаимодействовать по вопросу Ливии, а в Сирии США в конце концов уступили Анкаре, позволив оттеснить курдские формирования от границ Турции. Есть некоторые основания считать, что и по последним событиям на азербайджано-армянской границы США и Турция выступили с солидарной позицией. Среди этих оснований: обсуждение обострения на Совете безопасности РФ, после которого Москва явно охладела от идеи использования ОДКБ, необычайно твердая позиция Анкары по конфликту, провал инициативы по лишению Баку военной помощи США, по сути дела первое официальное включение Азербайджана в число стран, подверженных оккупации своих территорий. Хотя Москва начинает масштабные учения «Кавказ-2020», складывается впечатление, что в вопросе разгоревшегося конфликта она вынуждена была отступить (механизм ОДКБ так и не был запущен, а требования прекратить военные действия не столь настойчивы по сравнению с 2016 г). Любопытно отметить,  что такая же вялая реакция наблюдается со стороны США и ЕС.

Еще один сценарий, видимо, касается проблемы цен на углеводороды, а следовательно, и нефтегазопроводов. Характерно, что после длительной нестабильности цены на нефть стали расти, достигнув отметки $44 за баррель (22.07). И здесь необходимо отметить, что механизм регулирования цен на нефть если и не находится единолично в руках США, весьма успешно ими контролируется вплоть до сценариев резкого обрушения цен. Теперь аналогичную позицию Вашингтон пытается занять и по ценообразованию газа, выбив из рук Москвы ее, возможно, самый мощный козырь.

Нельзя обойти вниманием сценарии, предлагаемые армянскими СМИ, разве что исключив назойливый поиск виновника, всегда завершающийся однозначным ответом и несколько парадоксальным сравнением сегодняшнего столкновения с событиями апреля 2016 года. Чтобы повысить роль «сегодняшних побед» и возросший уровень боеготовности армянской армии, авторы часто прямо указывают, что «война 2016 г.» была проиграна, хотя раньше такие заявления и оценки были редкостью.

В целом пресса Армении исходит из своей политической ангажированности, вполне ясно проявляя пропашиняновские или оппозиционные пристрастия. Менее проявлено истинное отношение к России, которая в решающий момент отказалась полностью поддержать Армению. Иногда увещания Москвы приобретают несколько фантастические аргументы, призванные одновременно напугать и задобрить Россию. Чтобы не быть голословными, позволим себе близко к тексту привести выдержки из материала обозревателя Lragir Акопа Бадаляна, который утверждает, что армянская армия в ходе боевой операции не только решила региональные военно-политические задачи, но и подтвердила незаменимость Армении в качестве «узла выстраиваемого США и Китаем нового миропорядка» - «Алиев получил первый мощный удар: миропорядок устанавливается (Lragir, Армения, 13.07.20). Конечно, уже от такой аналитики читателя охватывает оторопь, но если бы только в этом заключалась «соль аналитики». Следующий пассаж, как говорится, призван показать, что мир теперь управляется исключительно из Еревана:

«Это первый удар Армении и нового миропорядка по Баку. Контрудар армянской стороны последовал после встреч министра иностранных дел с послами США, а затем и Китая.

США и Китай чертят границы нового миропорядка, который приведет к завершению российско-турецкого стратегического партнерства. Это происходит на пороге 100-летия армяно-турецких договоров. Выстоявшая после оказания суверенного сопротивления во время Апрельской войны армянская армия в ходе Бархатной революции нарастила запас суверенности, продемонстрировав, что русско-турецкие договоры на сей раз не удастся освежить за счет Армении».

Но даже в кругах близких к власти хорошо знают пределы, до которых можно поругивать Россию. Придуманная страшилка должна показать Москве, что в сложившейся ситуации «Армения становится важной для России до степени экзистенциональности, поскольку в очерченном США и Китае миропорядке Армения является незаменимым вариантом сохранения роли России на Кавказе». Вот, наконец, и появилась возможность для Еревана оплатить Москве по всем счетам! Резкая критика «антироссийской волны» со стороны министра обороны  Давида Тонояна стала причиной визитов послов США и Китая в его ведомство, во время которых определилось, что «в повестке нового миропорядка нет вопроса о расторжении армяно-российских отношений, наоборот, задачей становится укрепление суверенитета Армении, а на этом фоне российско-армянские отношения на Кавказе становятся свидетельством прогнозируемости российской политики в условиях нового порядка». Как говорится: понимай, как хочешь!

Некоторые политологи (Александр Искандарян) обращают внимание на тот факт, что официальной границы между двумя странами нет, поскольку после распада СССР демаркация и делимитация армяно-азербайджанской границы так и не были произведены. Как и в случае индийско-китайского конфликта есть только условная линия соприкосновения, вдоль которой ведется позиционная борьба за стратегические высоты. В этой связи военный эксперт Леонид Нерсисян, утверждая, что «армянская сторона провела масштабную контратаку и заняла одну из высот, чем и объясняется такая болезненная реакция со стороны Азербайджана и активные попытки вернуть высоту, которые длились два дня»,  косвенно указал на инициатора столкновения.

В лагере оппозиции, неуклонно поддерживающей армяно-российских союз, (Арташес Гегамян) отмечают, что сбылся их майский прогноз о том, что Азербайджан с одобрения США и Евросоюза развяжет новую войну против Нагорного Карабаха. (Может быть поэтому, зададимся вопросом, Ереван, опережая Баку, первым развязал приграничную войну, с целью вывести из-под удара свои позиции в Карабахе?!). С ЕС все понятно: в своем документе по политике Восточного партнерства на период после 2020 года Евросоюз выделил лишь территориальную целостность, независимость и суверенитет без упоминания права народов на самоопределение! Автор невольно приходит к правильному выводу: главными адресатами документа являются Армения и Азербайджан, а также  Нагорный Карабах.

Что касается США, аргументы резко усилились после отказа лишить Азербайджан военной помощи и признания части его территории оккупированной.

Как бы то ни было, совершенно очевидна тонкая пунктирная линия изменения отношения к армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. Впрочем, не стоит обольщаться тем, что эти изменения – на пользу Азербайджана…

 

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей