Secretary of State Mike Pompeo, left, met with President Ashraf Ghani of Afghanistan, right, in Kabul, Afghanistan, on Monday.Credit...Pool photo by Andrew Harnik
В минувший понедельник госсекретарь США Майкл Помпео совершил в экстренном порядке визит в Кабул (Афганистан), где идет борьба между сторонниками действующего президента Ашрафа Гани и его соперника Абдуллы Абдуллы. Очевидно, что необъявленный визит госсекретаря с целью помирить двух ведущих государственных деятелей Афганистана, показал, что спецпредставитель США по афганскому урегулированию Залмай Халилзад потерял влияние на ситуацию. Оба считают, что они победители президентской гонки, состоявшейся в прошлом году, оба объявили себя президентами и провели инаугурации.
Ашраф Гани провел инаугурацию 10 марта в президентском дворце «Арг» и первым же указом уволил Абдуллу Абдуллу с поста премьер-министра. В ответ Абдулла Абдулла провел собственную инаугурацию в своей резиденции во дворце Сапедор (Кабуле) и обвинил Ашрафа Гани в узурпации власти.
Всему этому предшествовали безуспешные переговоры двух политиков. Хотя по конституции Афганистана министры назначаются парламентом, Ашраф Гани предложил своему сопернику из 25 министерских портфелей -10 (разумеется, оставив портфели силовых министерств за собой), но тот ответил отказом. Кончилось дело тем, что делегация для переговоров с «Талибаном» ими так и не была сформирована.
В дальнейшем, дело дошло до того, что оба претендента фактически объявили бойкот Халилзаду, посетившему Кабул во время проводившихся там инаугураций. Очевидно, что такое развитие событий поставило под угрозу выполнение мирного соглашения подписанного 29 февраля в Катаре между США и «Талибаном».
К слову, соглашение это предусматривает не только вывод американских войск, но и освобождение Ашрафом Гани пяти тысяч находящихся в заключении талибов, что является одним из предварительных шагов для примирения. И, как пишут афганские СМИ, со ссылкой на источники, близкие к аппарату Совета безопасности Афганистана, эта тема была затронута в ходе переговоров между госсекретарем и Ашрафом Гани.
Стоит также заметить, что вывод американских войск, начался, несмотря на то, что внутриафганский диалог не шел и более того, каждый день поступали и продолжают поступать сообщения о столкновениях между правительственными силами и талибами, Так как Ашраф Гани отказался освободить пять тысяч находящихся в заключении участников движения «Талибан».
В результате всего этого американцы приостановили вывод войск, найдя для этого формальную отговорку – пандемию коронавируса.
«Мы находимся в кризисе. Опасения заключаются в том, что если этот кризис не будет разрешен, и разрешен быстро, это может повлиять на мирный процесс», – пояснил эту заминку Помпео во время визита в Кабул. По его словам, распространение болезни затруднило перемещения иностранного контингента в рамках согласованного между США и талибами плана: некоторые соединения находятся на карантине.
Но, вернемся к визиту госсекретаря, - ближе к вечеру того же дня состоялась трехсторонняя встреча Гани, Абдуллы и Помпео. О содержании этой беседы власти Афганистана не сообщали ничего. Однако Государственный департамент США распространил заявление, которое пролило свет на итоги визита Помпео. В документе говорилось, что «президент Афганистана Ашраф Гани и премьер-министр Абдулла Абдулла проинформировали государственного секретаря Майка Помпео о том, что им не удалось договориться об «инклюзивном правительстве», способном решить имеющиеся в стране проблемы, а также «обеспечить здоровье и благосостояние афганских граждан». Как отмечено в документе, эта неудача нанесла ущерб отношениям между США и Афганистаном.
И все же, несмотря на то, что пока урегулировать конфликт между Ашрафом Гании и АбдуллоАбдуллой не удалось, не стоит поспешно оценивать миссию Помпео как безрезультатную. Дело в том, что разразившийся в Кабуле кризис абсолютно идентичен противостоянию Гани и Абдуллы в 2014 году. Тогда разногласия удалось урегулировать Джону Керри, находившемуся на посту госсекретаря. Правда, следует признать, что нынешний кризис гораздо глубже - в прошлый раз речь не шла о формировании параллельных структур власти, да и отношения между США и талибами были иными. Сегодня же талибы де-факто контролируют большую часть Афганистана и явно считают, что они – сила, и поэтому Кабул является лишним звеном в переговорах между ними и США.
Поэтому Ашраф Гани и Абдулла Абдулла хотят решить каждый в свою пользу вопрос о власти, но при этом ухитриться сделать так, чтобы заключенный США мир с талибами не оставил их за бортом афганской политики.
Вероятность же того, что оба деятеля в результате противоборства друг с другом, могут остаться за бортом, достаточно велика - талибы непременно постараются воспользоваться этим. Отметим, что Ашраф Гани, который опирается на пуштунов и Абдулла Абдулла, который опирается на таджиков находятся на грани вооруженного конфликта. Правда, особой поддержкой своих сородичей они не пользуются, но той, которая есть вполне достаточно для того, чтобы развязать вооруженный конфликт.
Спровоцированный действующим президентом политический кризис в Афганистане представляет собой прямую угрозу национальным интересам США и его разрешение является для США очень важной задачей.
Мы уже писали, что Китай бросил США в Азиатско-Тихоокеанском регионе вызов. И поэтому с целью развязать себе руки для противодействия Китаю, США постепенно выводят войска из Афганистана и Ближнего востока. В принципе это стало очевидно с приходом Трампа к власти. Вся политика, все действия президента США Дональда Трампа, начиная с известной «сделки века» по урегулированию палестинско-израильской проблемы, вывод войск из Ирака, Сирии и Афганистана были направлены на то, чтобы развязать себе руки на Ближнем востоке и сосредоточиться на Китае.
Кроме того, не следует упускать из виду, что Трамп собирается использовать мирный процесс в Афганистане в своей предвыборной кампании. Ему нужно, чтобы этот процесс двигался вперед.
Поэтому, как указано в упомянутом выше заявлении Госдепа США, американское правительство инициировало пересмотр масштабов сотрудничества с Афганистаном. В частности, было объявлено о корректировке расходов в Афганистане и немедленном сокращении помощи на $1 млрд в этом году, а также о готовности сократить (финансовую поддержку.- прим.ред.) еще на $1 млрд в 2021 году.
Что и говорить, весомый аргумент для такой небогатой страны как Афганистан.
Написать отзыв