Последнее обновление

(2 часа назад)
Catholicos-Patriarch of All Georgia Elijah II held the Divine Liturgy in the church of the Holy Trinity. 2018 year.

Catholicos-Patriarch of All Georgia Elijah II held the Divine Liturgy in the church of the Holy Trinity. 2018 year.

После объявления в Грузии всеобщего карантина, который вступил в силу с 08:00 часов 31 марта, 30 марта вечером премьер-министр Грузии Георгий Гахария отправился в патриархию где встретился с католикосом-патриархом Всея Грузии Илией II, чтобы убедить церковь отказаться от многолюдного празднования Воскресения Христова, как уже поступили в других православных странах, однако из этого ничего не вышло.

После этой встречи премьер-министр, объявляя о введении в стране карантина заявил, что жизнь и здоровье граждан являются сегодня главной заботой правительства, а также главной заботой церкви.

«Когда речь идет о жизни и здоровье человека, мы всегда сумеем найти компромисс с церковью», — сказал Гахария, отвечая на вопросы журналистов относительно церковных богослужений и обряда причастия в преддверии Пасхи.

Ранее, 20 марта Синод ГПЦ постановил, что отказ от использования общей ложки для причастия как источника инфекции абсолютно недопустим.

«По решению суда, правила причастия не изменятся и пользоваться одноразовой посудой можно будет только для питья, после причастия», - заявили в ГПЦ.

Вечером 13 апреля власти Грузии предприняли очередную попытку (предыдущие попытки договориться с руководством церкви о внесении временных изменений в ритуалы провалились) найти общий язык с ГПЦ, фактически игнорирующей введенное в стране чрезвычайное положение для противостояния пандемии. Однако, переубедить церковь не удалось.

Церковь продолжала (и продолжает) вести многолюдные службы по всей стране, хотя и рекомендовала прихожанам соблюдать дистанцию в полтора-два метра и другие рекомендации министерства здравоохранения. В храмах продолжали проводить причащение прихожан из одной и той же посуды.

Церковь не только не желает подчиняться требованиям Закона о чрезвычайном положении, она утверждает, что относительно низкое число заболевших это заслуга священников, что их непрестанные молитвы удерживают эпидемию в Грузии на контролируемом уровне.

В конечном итоге Гахария смирился с тем, что в пасхальную ночь храмы будут открыты. Благо было найдено «соломоново решение» - если верующие во время комендантского часа будут находиться в церквях, а не на улицах и площадях, то и закон нарушен не будет.

После встречи с патриархом премьер-министр провел брифинг и объявил, что, несмотря на продолжающееся распространение коронавируса, церкви по всей стране останутся открытыми. При этом он выразил надежду, что общественность будет действовать ответственно, и не будет ходить в церковь, хотя правительство не станет призывать, не делать этого.

По сути дела, Гахария умыл руки, переложив ответственность за возможные последствия на самих граждан. При этом  он признал, что Грузия сейчас «полностью вступила в стадию внутреннего распространения (коронавируса COVID-19 – прим. Ред.)», в результате чего чрезвычайное положение будет продлено до 10 мая.

«Являемся ли мы православным государством, имеющим тысячелетний опыт сотрудничества между церковью и государством?! - задался риторическим вопросом Гахариа и сам же ответил - Мы говорим на темы, которые являются экзистенциальными как для церкви, так и для правительства… Это экзистенциальная проблема, что Церковь не должна быть закрыта, что также понятно».

Примечательно, что идею «обойти закон», массово укрывшись в церквях, поддержал бывший премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили.

«Думаю, что решение о проведении пасхальной литургии в храмах, так же, как и сохранение обряда причастия, является наиважнейшим в ситуации, в которой оказались наша страна и Церковь. И это решение напрямую связано с верой в Христа и таинством причастия. Что касается чрезвычайного положения, абсолютно возможно, чтобы верующие, соблюдая установленные правила, оставались в храмах с девяти часов вечера до шести утра. Ведь храм – это дом Божий. А значит – и дом всех тех людей, которые с покорностью приближаются к Господу», – написал Квирикашвили на своей страничке в Facebook.

При этом бывшего премьера, так же, как и нынешнего, нисколько не смущает тот факт, что закон запрещает не только выходить на улицу, но и собираться больше трех. А главное они как-то упустили из виду, что Грузия это светское государство, где религия отделена от власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм, что решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

И еще один момент - позиция правительства и заявления его главы носят явно дискриминационный характер. То, что мечети по всей стране закрыты, а в православные церкви сохраняется свободный доступ, противоречит утверждениям правительства, что перед законом все равны.

А главное, эти выходящие за рамки логики действия в итоге могут обернуться очень тяжелыми последствиями для населения Грузии. Государство же, которое должно быть занято обеспечением исполнения закона и не позволять какой-то привилегированной касте нарушать закон, тем более, когда речь идет о жизни граждан, в этой ситуации должно максимально жестко реагировать на подобные заявления церкви.

Не случайно глава Национального центра контроля заболеваний Грузии Амиран Гамкрелидзе заявил, что если сегодня ослабить социальное дистанцирование и не следовать чрезвычайным нормам, то к концу апреля и в первой декаде мая в Грузии будет несколько тысяч случаев COVID-19.

«Это недопустимо. Мы играем с огнем! Я вам прямо скажу: следующие 2-3 недели будут очень тяжелыми. Подсчитайте, что 20-30% будут нуждаться в интенсивной терапии и реанимационных мерах, что будет довольно тяжелым бременем для системы здравоохранения. И, к сожалению, у нас будут потери. Поэтому мы должны относиться ко всему этому очень серьезно. Я прошу народ Грузии соблюдать все правила, установленные государством», - сказал он.

Кстати, в соседней Грузии Армении прихожане, из-за введенных в связи с угрозой распространения коронавируса ограничений,  не смогли попасть в церкви и смотрели предшествующую пасхе литургию в прямом эфире на официальной странице Эчмиадзина в Facebook, по Общественному телевидению, а также на нескольких других телеканалах. В таком же ключе будет проведена и пасха. Такая же картина  и в других православных странах.

Чем  же объясняется чрезвычайно мягкая позиция правительства Грузии? Скорее всего, в преддверии парламентских выборов, правящая партия «Грузинская мечта», рейтинг которой, за годы ее правления заметно пошатнулся, не решается идти на обострение отношений с церковью – бесспорно, самым влиятельным институтом в стране. Политическая цена для нее гораздо выше, чем жизни нескольких десятков или даже тысяч граждан.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей