Последнее обновление

(10 минут назад)
Haber7

Haber7

B Турции накануне внеочередных президентских и парламентских выборов выдвигается множество различных версий и предположений. И как один из тех, кто более-менее знаком с Турцией и наблюдал за предвыборными процессами, хочу в самый канун выборов поделиться некоторыми своими размышлениям и прогнозами.

Нынешние выборы отличаются от предыдущих, главным образом, тем, что они проводятся в условиях чрезвычайного положения, действующего в стране последние 2 года. Правда, эта ситуация не беспокоит большую часть социума, так как ЧП было введено после попытки государственного переворота, не состоявшегося именно благодаря поддержке общества и предусмотрено для известной группы. Но, по большому счету, в контексте всех атрибутов демократических выборов, одно только применение этого режима бросает тень на их легитимность.

Также следует отметить, что, несмотря на все негативные моменты, предвыборной атмосфере в Турции присуще и то, что кампания проходит конкурентных условиях, оппозиция имеет как широкий доступ к своему электорату, так и возможность открыто критиковать правительство в различных аспектах. Конечно, о полной свободе медиа, особенно электронных, трудно говорить. Однако определенный просвет все же есть. Одним словом, политические субъекты, в том числе власть, стараются на выборах завоевать расположение общества, и это имеет решающее значение. Откровенных попыток альтернативными способами остаться у власти или узурпировать ее не наблюдается. И о недоверии общества (как у нас) к институту выборов не может быть и речи. То есть каждый с нетерпением ждет результата подсчета бюллетеней, когда они будут извлечены из избирательных урн.

Каковы шансы участников выборов? При анализе результатов двух парламентских выборов, проведенных несколько лет тому назад (в июне и ноябре 2015 года), можно заметить, что в июне 2015 года AKP (Партия справедливости и развития) получила 41% голосов. Но в результате краткосрочного правительственного кризиса, 9% голосов MHP (Партия националистического движения) и HDP (Демократическая партия народов) на новых, досрочных ноябрьских выборах ушли к AKP. Но это были голоса не избирателей самой AKP, а временные голоса электората MHP (5%) и HDP (3%), протестующего против них. То есть, сегодня часть этих голосов окончательно точно уйдут к Мерал Акшенер (İYİ Parti - Хорошая партия). Голоса AKP вновь составят, приблизительно, в районе 40%.

Потому что ничего такого, что серьезно отличалось бы от политической конъюнктуры 2015 года, не произошло. Несмотря на то, что в экономике и на бирже имело место некоторое отставание, это было не столь угрожающе, чтобы повлиять на голоса избирателей. Однако это факт, что главным фактором, влияющим на голоса избирателей Турции, является состояние экономики. Так, основная причина пребывания Эрдогана во власти в последние 16 лет состоит в том, что, в отличие от предыдущих властей, он добился в экономике стабильности и однозначной инфляции. И изменение этих факторов может непосредственно сказаться на количестве голосов его избирателей.

Если учесть, что на двух последних выборах CHP (Республиканская народная партия) получила 25% и 25,3% голосов соответственно, то можно предположить, что за Избирательный список, возглавляемый К.Кылычдароглу, вновь подадут 25-26% голосов. Ожидается, что голоса İYİ Parti, созданной М. Акшенер, и HDP, представляющей курдских националистов, окажутся в районе 10-11%.

За исключением HDP, участие других партий на выборах двумя основными избирательными союзами приведет к тому, что, преодолев избирательный барьер, MHP и SP (Партия счастья) будут представлены в парламенте, что охватит, как ожидается, около 10% избирателей.

B том случае, если все партии пошли бы на выборы по отдельности и AKP набрала бы 40-42% голосов, несомненно, она получила бы более половины мест в Парламенте, состоящей из 600 депутатов. Но сейчас ситуация иная, и когда HDP выполнит норму, а İYİ Parti, MHP и SP, будучи в союзе, преодолеют барьер, то 600 депутатских мест будут разделены между многими партиями и количество депутатов AKP не достигнет 301, то есть более половины числа всех членов Парламента.

Это обязательно потребует от AKP договариваться в Bеликом национальном собрании Турции с другими партиями, особенно с MHP и BBP (Партия великого единства).

Что же касается кандидатов на пост президента, то здесь дело обстоит иначе, чем в ситуации, связанной с партиями. Эрдоган наберет голосов больше, чем голоса AKP, так как его поддерживают не только члены его партии, но и MHP. Последние опросы общественного мнения показывают, что Эрдоган может получить около 50% голосов и что есть немалая вероятность проведения 2 тура. Например, по прогнозам, обнародованным 3 дня назад группой Gezici, Р.Т.Эрдоган наберет 48% голосов. Эта группа в своих прогнозах на выборах 2015 года назвала количество голосов AKP на 1,8% меньше, чем партия набрала. А исследовательская группа Optimar накануне ноябрьских выборов 2015 спрогнозировала показатели AKP на 0,5% голосов больше, чем она получила. И по предположениям этой же группы, обнародованным 3 дня назад, за Р. Эрдогана проголосуют 51,6% избирателей. Если учесть ее погрешность в 1%, то, получается, что Р. Эрдоган преодолеет 50%-й барьер с мизерным преимуществом.

Кандидат на пост президента от CHP (Республиканская народная партия) Мухаррем Индже провел свою избирательную кампанию, лучше, чем К.Кылычдароглу, и, как ожидается, наберет около 28% голосов, что, примерно, на 3% больше, чем традиционно получал от CHP. Эти предположения также сделаны на основе исследований и опросов.

Например, в своих расчетах перед выборами в июне 2015 года Gezici ошиблась на 3% в пользу CHP, которая на выборах получила 25% голосов при прогнозе в 28%. Эта же компания в исследовании от 17 июня назвала вероятный показатель М. Индже в 29,1% голосов, и если учесть ее предыдущую погрешность в 3%, то можно предположить, что М. Индже получит 27-28% голосов.

Другая компания - Optimar на выборах в ноябре 2015 года спрогнозировала количество голосов CHP на 0,6% меньше, чем она набрала на выборах. B исследовании данной компании от 20 июня 2018 года говорится, что М. Индже может набрать 28% голосов, и если учесть ее прежнюю погрешность в 0,6%, то вероятно, голоса М. Индже составят 28-29% от их общего числа.

B работах этих двух компаний, которые и раньше выступали с прогнозами, указано, что М. Акшенер, которой предрекали большой успех, по ходу своей кампании потеряла много голосов и теперь может собрать 10-11% голосов. Если при выдвижении кандидатуры М. Акшенер ей пророчили 20% голосов, то сейчас эта цифра, по сравнению с показателем того же М. Индже, значительно ниже. Однако ее участие в выборах все же создает, хоть и небольшой, риск для победы Р. Эрдогана в первом туре.

B связи с тем, что голоса других 3-х кандидатов в президенты второстепенны, относительно их серьезных изменений не ожидается. Кандидат от HDP С. Демирташ вновь получит 10%-ые курдские голоса, Догу Перинчек - традиционные около 1% голосов, а кандидат от SP - Т. Карамоллаоглу - больше традиционных голосов этой партии, но не больше 3%.

Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что на президентских выборах 24 июня сего года их судьба решится в первом же туре, но если этого не произойдет, то, без всякого сомнения, во втором туре Р. Эрдоган победит.

Баланс сил на выборах говорит о том, что в предстоящие 5 лет Р. Эрдоган, даже если захочет, не сможет быть слишком крутым и должен будет избегать авторитарных пристрастий. B случае избрания Р.Т.Эрдогана Президентом, его партия не будет иметь большинство в Парламенте, хотя последний и перестанет быть таким же функциональным, каким был в прошлом. А это будет требовать от Р. Эрдогана проведения согласованной политики.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей