Правящая вот уже более 20 лет Партия справедливости и развития (ПСР), правильно оценив сложившуюся в стране после землетрясения ситуацию, решила, что перенос президентских и парламентских выборов из-за стихийного бедствия может иметь для нее негативные последствия. И поэтому она настояла на сроках 14 мая или, самое позднее, 18 июня (впрочем, это пока не окончательная дата).
Скорее всего, когда политический ислам много лет назад обозначил 2023 год решающим в достижении своих целей, возможность такой трагедии не была учтена. В дни ликвидации первых последствий землетрясения, разрушившего 6 февраля 10 провинций страны, ПСР не могла ясно представить себе возможное поведение электората на выборах. Но, несмотря на эту неопределенность, подготовка к выборам началась, и 14 мая или 18 июня либо станут для г-на Р.Т.Эрдогана днем досадного поражения в его полувековой политической деятельности, либо подтвердят, что как минимум 50% избирателей Турции, вопреки всему, продолжают верить в него.
Когда намедни, в беседе с неискушенным избирателем, выразившим свое почитание Эрдогана фразой «Пусть никто не сомневается в том, что он отстоит свой пост, стоит ему выйти на митинг и сказать: ”Это – судьба”», то мы сказали, что не сомневаемся в этом, и он был очень доволен.
Если фраза «Это – судьба» способна снова объединить массы, до сих пор без колебаний и преданно поддерживающих ПСР, а мы не можем привести другого аналогичного примера в истории политического ислама, то просим снисхождения за эту нашу некомпетентность. Тем временем, мы спешим узнать, что происходит в лагере оппозиции. Впрочем, скорее всего, «На Западном фронте без перемен », как говорил Э. М. Ремарк.
Действительно, хотя менее чем через 3 месяца должны состояться выборы, ситуация в рядах оппозиции в Турции все та же: вопреки попыткам главы материнской оппозиции К. Кылычдароглу, риторика которого стала жестче, добиться консолидации не удается. Лидер партии İYİ Мераль Акшенер и бровью не поведет, чтобы сделать более сговорчивыми членов возглавляемой ею политической организации.
На фоне того, что даже Селахаттин Демирташ, имеющий большое влияние на прокурдских избирателей, в послании из застенка намекает на необходимость объединения вокруг К. Кылычдароглу, М. Акшнер и 6 месяцев спустя твердит: «Мы не будем нотариусничать», что говорит от отсутствии в блоке из 6 оппозиционных партий настоящей солидарности.
Чего же добивается М. Акшенер? Коротко говоря: понимая, что у Эрдогана появилась нужда в поддержке İYİ Parti, она захотела быть необходимой и оппозиционному блоку. Другими словами, намекая на то, что К. Кылычдароглу не будет избран, М. Акшенер не устает повторять: «Кандидат должен быть обречен на избрание». И, внося этот тезис в повестку блока 6 партий, старается заставить их лидеров признать, что только она отвечает данному условию.
Может ли альянс 6 оппозиционных партий развалиться, продолжи Аксенер свою тактику? Как мы и раньше писали, блок может распасться, а Акшенер – войти в правящий альянс.
Для нас это вовсе не будет сюрпризом, тем более что в сложившейся ситуации вовсе нельзя быть уверенным, что вслед за Акшенер из партии İYİ в ПСР перейдет ровно столько избирателей, сколько необходимо для решения ее проблем. Однако вовсе нетрудно прогнозировать обратное: из-за İYİ Parti и мировоззрения ее лидера к оппозиционному блоку потянется больше курдско-ориентированных избирателей, дистанцирующихся от Кылычдароглу.
Если учесть и то, что значительно повысившие в последнее время активность и тяготеющие к объединению левые и даже леворадикальные силы, станут дрейфовать в сторону оппозиционного блока, то можно полагать: в день выборов наблюдение и контроль за подсчетом голосов будут значительно усилены. И было бы весьма наивно полагать, что при неуклонной потере надежды на Партию националистического движения Д. Бахчели, покорно поддерживающей досточтимого Р. Т. Эрдогана, новым его подспорьем может оказаться IYI Parti. А считающие имеющий 73-летний опыт демократии электорат Турции столь недалеким, могут столкнуться с совершенно обратным при подсчете голосов на избирательных участках.
Не говорит ли возобновление повестки выборов в условиях ликвидации последствий землетрясения о том, что Турция не сломлена и по-прежнему сильна?
Написать отзыв