Azerbaijan opens its embassy in Israel. 29.03.2023. gov.il
Кульминацией напряжённости азербайджано-иранских отношений можно считать открытие 29 марта посольства Азербайджана в Израиле, который Тегеран считал для Баку запретным Рубиконом.
Не исключено, что именно с этим связан рост напряжения между Ираном и Азербайджаном, который особо наметился еще во второй половине прошлого года. Особенно тогда, когда официальный Баку принял 18 ноября решение об учреждении посольства Азербайджана в Израиле. Антиазербайджанскими выпадами режим аятолл пытался отговорить Баку от этого опрометчивого, с точки зрения Тегерана, шага.
Однако, несмотря на это, Азербайджан продолжал усиливать многолетний крен в сторону сближения с Израилем, активизируя традиционные двухсторонние отношения в области безопасности и взаимодействия на Кавказе и за его пределами. Во многом этому благоприятствовал разрыв антиизраильской блокады мусульманского мира, который осуществили еще 4 арабские страны (ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан) в 2020 году в рамках «Соглашения Авраама», признав государство Израиль. В этом направлении развивается процесс с главным соперником Ирана в регионе Саудовской Аравией.
Свою роль сыграл также внутреннеполитический кризис Ирана, вызванный формально антихиджабным движением, за которым скрываются глубинные проблемы иранской клерикальной системы, ограничивающий как светские права граждан, так и их связь с полушарием западных ценностей. Авторитарная регламентация внутренний и внешней жизни общества Ирана начала давать сбой, и заметно ограничила репрессивный потенциал режима.
И, конечно же, в этом ряду сопутствующих факторов нельзя не назвать иранские военные поставки России беспилотников «Shahed» для войны в Украине, что усилило «ядерную» изоляцию Ирана.
По мере приближения даты открытия посольства в Тель-Авиве амплитуда напряжения между двумя странами нарастала. Нападение на посольство Азербайджана в Тегеране 27 января образовало серьёзную трещину в двухсторонних отношениях. Баку впервые с момента установления дипотношений в марте 1992 года отозвал свое посольство из Тегерана. В последующем демонстрация силы Ираном на границе, аресты шиитских активистов после скоропостижной смерти самого почитаемого бакинского шиитского проповедника Гаджи Шахина и покушение в Баку на депутата Фазиля Газанфароглу, известного антииранскими выпадами, стали кодой в увертюре конфликта в канун открытия посольства. Учитывая, что покушение на депутата произошло в день открытия посольства, официальный Баку в лице МИДа признал это как метку Ирана, открыто назвав Тегеран автором покушения.
В этом случае, когда запретный Рубикон пройден, мы можем говорить об азербайджано-иранских отношениях до и после открытия посольства в Тель-Авиве. Хотя после МИДы двух стран продолжали обмениваться взаимными обвинениями в предательстве выстроенного десятилетиями духа межгосударственных отношений, но целый ряд перечисленных выше событий могут говорить о том, что в будущем Тегеран будет снижать планку нагнетания напряжённости с Баку. К таким факторам относится расширяющийся прорыв мусульманской блокады вокруг Израиля, нарастающее внутреннее антиклерикальное движение иранского общества, усиливающаяся изоляция Ирана в регионе, которую наряду с западными ограничениями дополняет выстраивание союзнических отношений арабских стран с Израилем.
Примечательно, что официальные иранские информационные агентства İRNA, Mehr вполне корректно сообщили об открытии посольства в Тель-Авиве, что до сих пор не было свойственно режиму. Публичное раздражение, усилившее дипломатическую полемику Тегерана с Баку, возникало позже после заявления главы МИД Израиля Эли Коэна на совместной пресс-конференции с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым о необходимости совместных действий против враждебного Ирана. Однако, как это бывало и в прошлом, восточный всплеск эмоций проходит также быстро, как и возникает.
Написать отзыв