shutterstock.com
Невозможно не заметить изменение – «возвращение в русло», – произошедшее во внешней политике за 100 дней, прошедших после президентских выборов. Процесс «возвращения», начавшийся с заявления президента Р.Т. Эрдогана «Вступление в НАТО – право Украины», обогатился оттенками в пользу Турции на его встрече с президентом В.В. Путиным 4 сентября в Сочи. И попытки сближения, предпринимаемые премьер-министром Армении Н. Пашиняном непосредственно через Р. Эрдогана, также следует анализировать в этом контексте.
Да, новый процесс, начавшийся с визита В. Зеленского в Турцию, модерировался странами Запада во главе с США, и активную роль в этом процессе взяла на себя Турция. Нет, не надо второпях сравнивать этот процесс с подписанием Цюрихских протоколов, чуть было не рассорившим Баку и Анкару в октябре 2009 года. Они разнятся как небо и земля: те процессы были начаты по базирующейся на множестве фантазий инициативе министра иностранных дел А. Давутоглу, а нынешние в ноябре 2021 года стали выстраиваться и одновременно и на основе двусторонних инициатив.
Помнится, тогдашний пресс-секретарь президента Турции, нынешний руководитель национальной разведки Ибрагим Калын утверждал, что основная преграда на пути налаживания отношений между двумя странами преодолена, что Азербайджан победил в 44-дневной войне, и потому в деле урегулирования отношений с Арменией нет никаких существенных препятствий.
Г-н Калын также отметил, что они посовещались с Баку по поводу начала нового «процесса нормализации», но, по инсайдерской информации о последнем, полученной нами от анонимного источника, события разворачиваются по иному сценарию.
Хотя в период с ноября 2021 г. по начало июля 2023 г. «процесс нормализации» характеризовался посещением Турции сначала министром иностранных дел Армении Мирзояном (после землетрясения 6 февраля) и затем – премьер-министром Пашиняном (для участия на инаугурации президента г-на Р. Эрдогана), триггером существенного продвижениям можно считать визит В. Зеленского в Стамбул.
Заявляя о праве Украины на вступление в НАТО, Эрдоган дал Кремлю понять: Турция по-прежнему занимает те же позиции, что и в последние 70 лет, а развитие процессов на Южном Кавказе вступает на новый этап.
А Пашинян, старающийся снизить зависимость существования Армении от России и, казалось, получивший в этом плане явную поддержку Запада, учитывая нынешнее состояние своей страны и рекомендации своих покровителей, обратился к Турции.
В свое время так поступила Грузия Саакашвили и получила от этого немалые дивиденды, а сейчас и у России, всерьез отягощенной тяжким бременем санкций после похода войной на Украину, нет иной отдушины кроме Турции.
Такова суть международных отношений: нет вечной дружбы и вечной вражды. И президент Эрдоган, искусно использовав в своих отношениях с Россией порожденные войной факторы, после тщательного анализа условий, сложившихся в международной конъюнктуре, снова обратился лицом к Западу.
Еще со времен тайной встречи в Анкаре, проведенной в феврале 1993 года делегацией, возглавляемой Л.Тер-Петросяном, мы внимательно следим за развитием событий, поэтому можем констатировать: с июля с.г. переживается самый серьезный и решающий период процесса «нормализации» отношений между двумя странами.
Естественно спросить: как известно, подписание в октябре 2009 года Цюрихских протоколов происходило при посредничестве Швейцарии, покровительстве США и наблюдении России, но почему в дальнейшем процессы застопорились? Те, кто пристально наблюдает за ходом событий, хорошо знают о наличии нескольких вполне конкретных ответов на данный вопрос. И вот один из них: никому даже и не снилось, что Армения, где властвовали оккупировавший Карабах Кочарян, а затем и – Саркисян, лишит Россию важнейшей карты, признав суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом.
Паче того, в сентябре 2023 года Пашинян, электоральная поддержка которого еще не опускалась ниже 60%, не только заявил, что признает принадлежность Карабаха Азербайджану, но и, ничтоже сумняшеся, направил Римский статут Международного уголовного суда (МУС) в парламент на ратификацию, в случае которой посещение Армении Путиным, на арест которого МУС выдал ордер, чревато его задержанием.
Таким образом, к заявлениям о снятия проблемы оккупированных земель и вопроса о статусе Нагорного Карабаха и т.п., сделанным президентом Азербайджана И. Г. Алиевым после Победы в 44-дневной войне, добавилось признание Пашиняном суверенитета Азербайджана над Карабахом, и, скорее всего, Анкара воспользуется этим в своих интересах.
Да, Турция, закрывшая границу с Арменией 8 апреля 1993 года "из-за оккупации территории Азербайджана", сейчас оказалась уже в другом положении, и вместо шага вперед, выбирает предшествующую 44-дневной войне позицию, что говорит о том, что ее внешняя политика больше, чем раньше наполнена ответственностью перед Баку.
Что Вы сказали? Внутренняя политика?
Здесь все по-прежнему находится в руках Тайипа Эрдогана – влиятельнейшего политика и государственного деятеля Турции. Ну а вопрос о том, насколько вероятна «эволюция» к диктатуре шариата, мы рассмотрим в другой статье.
Написать отзыв