Последнее обновление

(1 час назад)
Azerbaijani President Ilham Aliyev (L) meets Armenian Prime Minister Nikol Pashinyan (R) and European Council President Charles Michel (not seen) in Brussels, Belgium on August 31, 2022.AA

Azerbaijani President Ilham Aliyev (L) meets Armenian Prime Minister Nikol Pashinyan (R) and European Council President Charles Michel (not seen) in Brussels, Belgium on August 31, 2022.AA

Недавняя встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюсселе в рамках брюссельского формата могла бы послужить прелюдией к дальнейшим переговорам. Эти переговоры могут состояться под руководством Президента Франции и канцлера Германии на предстоящем Втором саммите Европейского политического сообщества в Кишиневе 1 июня.

Встреча в Брюсселе последовала за предварительной артиллерийской перестрелкой вдоль армяно-азербайджанской границы вблизи золоторудного месторождения Зод, приведшей к жертвам с обеих сторон. Интересно, что аналогичная картина наблюдалась до встречи Алиева и Пашиняна в Праге 6 октября 2022 года при посредничестве президента Франции Эммануэля Макрона, где 13 сентября произошли пограничные столкновения и значительные потери.

Однако пятые переговоры в Брюсселе не привели к каким-либо существенным решениям ни со стороны Алиева и Пашиняна, ни со стороны посредника. Президент Европейского совета Шарль Мишель подчеркнул, что единственной целью Европейского союза является оказание помощи Армении и Азербайджану в достижении всеобъемлющего и справедливого мира. Представители Азербайджана и Армении выразили удовлетворение встречей, поскольку она не налагала на них никаких обязательств. И Баку, и Ереван проводят свою собственную политику в отношении урегулирования конфликта. Хотя обе стороны стремятся подписать мирный договор, признающий взаимную территориальную целостность, они расходятся во взглядах на статус армянонаселенной территории Карабаха (АНТК). Ереван рассматривает целостность Азербайджана без АНТК, в то время как Баку выступает против этой концепции и отвергает предоставление региону какого-либо автономного статуса.

Следовательно, у каждой стороны есть свои собственные мотивы для продления переговорного процесса. Армения надеется на геополитический переворот, который позволил бы ей восстановить контроль над АНТК, в то время как Азербайджан, укрепляя свои позиции в Карабахе и вдоль границы, ожидает, что армяне в конечном итоге примут существующий статус-кво.

Учитывая итоги брюссельской встречи, остается неопределенным, будет ли достигнуто значительное соглашение в ходе предстоящего кишиневского саммита, в результате чего президенту Макрону и канцлеру Олафу Шольцу придется довольствоваться обычной приверженностью миру в европейском смысле. Недавняя встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Арлингтоне при посредничестве госсекретаря США не привела к выработке запланированной дорожной карты мира, которая должна была лечь в основу кишиневского саммита.

Даже сами посредники таят в себе неопределенность. Например, канцлер Шольц во время отдельных встреч с Пашиняном и Алиевым в Берлине занял разные позиции, сосредоточив внимание на принципе права наций на самоопределение в одном случае и подчеркнув приоритет территориальной целостности в другом. Французы придерживаются аналогичного подхода к этому вопросу.

Россияне тоже не отстают от своих западных коллег. Они избегают решения вопроса о самоопределении, полагаясь на свое военное присутствие в Карабахе и лояльность конфликтующих сторон для сохранения статус-кво, изложенного в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года. Москва остается верна этому документу, который гарантирует российский контроль над ситуацией. Недавний визит Пашиняна в Москву на Парад Победы и запланированная встреча лидеров Азербайджана и Армении в Москве в конце мая направлены на укрепление сохранения статус-кво, в том числе во время кишиневского саммита.

Написать отзыв

Европа

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей