Последнее обновление

(10 часов назад)
shutterstock.com

shutterstock.com

Об ассоциативном соглашении, которое должно быть заключено с Европейским Союзом (ЕС), в последнее время речь не заходит. Вопрос этот не поднимают  ни представители правительства,  ни официальные лица ЕС.  В чем причина? Почему Молдова, Грузия, Украина, подписывают такое соглашение, с Арменией подписано соглашение, а вот подписания соглашения с Азербайджаном затягивается?  

На вопросы, касающиеся перспектив вступления Азербайджана в ЕС отвечает председатель организации «Монитор демократии» Фуад Гасанов ответил на вопросы ASTNA по этой теме.

* * *

Вопрос: На какой стадии находится подписание соглашения с ЕС?

Ответ:  ЕС сам не может определить, на какой стадии находится подписание соглашения. Последнее оптимистичное заявление главы Представительства ЕС в Азербайджане Петера Михалко было сделано 16 декабря 2022 года, создавалось впечатление, что до подписания соглашения остались считанные дни. Через два месяца исполнится годовщина этого оптимистичного заявления, но результата нет.  Мы время от времени обмениваемся мнениями с официальными лицами ЕС по этому поводу, и признаться, у них нет прежнего оптимизма.

Инициатива Восточного партнерства, предусматривающая специальное партнерство между ЕС и странами Восточного партнерства (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Армения, Молдова и Украина), была учреждена на Пражском саммите в 2009 году. В 2014 году без долгих проволочек с Молдовой, Грузией и Украиной было подписано и вскоре  вступило в силу во всех трех странах Ассоциативное Соглашение, предусматривающее сближение и углубление между странами-партнерами и Евросоюзом, а также соглашение об Углублённых и всеобъемлющих зонах свободной торговли, УВЗСТ (Deep and Comprehensive Free Trade Areas, DCFTA).  

В этот период политическая ситуация Украины была особой и она немного запоздала. Азербайджан, Армения и Белоруссия предпочли не торопиться с принятием  соглашения в стране. Потому что, существующих во всех трех странах, , полная ограничений экономическо-политическая система, глубоко укоренившаяся и институционализированная в экономике монополия, ужасающий индекс прозрачности,  зависимость законодательной и судебно-правовой системы от исполнительной власти, подавление политических свобод, имитация выборов не будут сочетаться с требованиями реформ, вытекающим из соглашения. Власти всех трех стран не были готовы к таким реформам. В Армении власть была еще слабее, финансовая зависимость еще сильнее.

Осознав обязательства, вытекающие из соглашения, Азербайджан выбрал позицию большего  затягивания, маневрирования во время переговоров о соглашении и за прошедший период сумел дважды изменить название Соглашения. Оригинал Соглашение называется Ассоциативным Соглашением , Молдова, Грузия и Украина также подписали соглашение под этим названием. А Азербайджан вначале отказался от Ассоциативного Соглашения, затем снова изменил, предложенное им самим, Соглашение о Стратегическом Партнерстве, еще немного затянув процесс и сейчас, готовящееся к подписанию Соглашение, если оно вообще будет подписано, называется «Новым всеобъемлющим Соглашением ЕС-Азербайджан»  (New Comprehensive EU-Azerbaijan Agreement). Естественно, что за это время азербайджанские власти проявили немалое упорство для изменения классического содержания и сути Ассоциативного Соглашения.  Например, страна никогда не скрывала, что находится во всестороннем партнерстве с Евросоюзом в сфере экономики и энергетики, и своим поведением ясно показала, что незаинтересована в демократизации и обеспечении без дискриминации прав человека, особенно гражданских и политических. Но по перечисленным выше причинам Азербайджану удается добиться исключения из переговоров по Соглашению условие о вступлении во Всемирную Торговую Палату и еще больше завести в тупик переговоры по некоторым предложениям о торговом партнерстве.

Вопрос: В каком положении находятся другие постсоветские страны, приравненные к Азербайджану?

Ответ:  Как было уже сказано, Молдова и Украина, будучи странами, входящими в программу Восточного Партнерства ЕС с тем же статусом, что и Азербайджан, еще 27 июня 2014 года подписали с ЕС Ассоциативное Соглашение, и хотя соглашение вступило в силу в Молдове и Грузии с 1 июля 2016 года, в  Украине это произошло 1 сентября  2017 года.  Соглашение наряду с  тремя странами Восточного Партнерства охватывало Соглашение об Углублённых и всеобъемлющих зонах свободной торговли, УВЗСТ (Deep and Comprehensive Free Trade Areas, DCFTA).  

В августе 2017 года Комитет Европарламент впервые обратился к Комитету Международных Отношений с просьбой подготовить по собственной инициативе 3 отчета о том как реализуется Соглашение и докладчиками, являющимся членами трех парламентских групп из Латвии, Литвы и Германии была дана оценка 3 стран, которые уже подписали Соглашение - Молдове, Украине и Грузии. Тогда для решения проблем, выявленных в ходе оценки реализации Соглашения, Европарламент представил всех трех стран важные рекомендации и резолюции. Для обеспечения эффективной реализации AA/DCFTA, были выдвинуты требования, вытекающие из рекомендаций и резолюций, и в них уверенно утверждались реформы во многих сферах, заявлялось о работе над обеспечением доступа к таможенному, энергетическому и цифровому союзу и Шенгенской зоне.

Молдова, подписав это соглашение раньше Украины и Грузии, уже с 28 апреля 2014 года  приобрела для своих граждан возможность беспрепятственно посещать территорию Шенгена без визы по биометрическому паспорту и оставаться в этой географии в течение 90 дней. Это была первая массовая возможность усиления институционализации мобильности граждан Молдовы в Европейский Союз.  Естественно, эта возможность также увеличивала численность мигрантов, ищущих убежища в Шенгенской зоне, и создавала новые дополнительные проблемы для ЕС. Поскольку Грузия и Украина подписали Соглашение сравнительно поздно, то смогли получить доступ к безвизовым поездкам лишь в 2017 году.

В последующие годы, после первого оценочного отчета по странам, дифференцированный индивидуальный подход начинает проявляться все больше и в более интересной для нас, соседней Грузии Европейская Парламентская Исследовательская Служба снова проводит  оценку ситуации с исполнением предусмотренных соответствующих обязательств Ассоциативного Соглашения, заключенного между ЕС и Грузией в 2020 году.  На этот раз оценка уделила уже  больше места для политическому развитию. Демократические процессы, верховенство закона, права человека и фундаментальные свободы, свобода медиа, гражданское общество, гендерное равенство, дискриминация, права детей, жестокое обращение, права трудящихся, коррупция, либерализация торговли, таможенные услуги, стандарты технической продукции и регулирование, финансовые услуги, кибербезопасность и ряд других, не упомянутых, очень важных сфер, были включены в список оценки исполнения Соглашения.

Но самым плачевным является то, что Армения, с которой мы всегда себя сравниваем, также, начиная с 2015 года, вдохновляясь поведением соседнего Азербайджана игнорировала Европейскую Политику Соседства, выступила с претензией демонстрации более дифференцированного и приспособленческого подхода к странам-членам и в 2021 году подписала с ЕС Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA).

Вопрос: Почему Азербайджан отстает от них? В чем причина?

Ответ: Представим себе, что и Азербайджан подписал соглашение, и процесс его оценки будет проходить по вышеперечисленным параметрам и более развернуто. Через каждые два года, докладчик, назначенный Европарламентом, должен отслеживать и оценивать реализацию соглашения в правовых рамках, основанных на более конкретных и принципиальных обязательствах, а затем, при необходимости, эти отчеты могут обсуждаться в, нелюбимом правительством, ЕП. Но этим дело не ограничивается, в двусторонних и многосторонних контактах эти рекомендации и резолюции целенаправленно обсуждаются, полученные результаты учитываются, устанавливаются крайние сроки (deadline)  изменений и реформ. Не затруднительна ли выполнение всего этого в нынешних, мягко говоря, политических условиях?

Хотя страна не является членом Всемирной Торговой Организации, подписать определенные как обязательство альтернативные документ(ы), содержащие либерализацию торговли и другие аналогичные положения, непросто, потому что это нежелательно для правительства. То, что в таком случае положение власти будет тяжелым, бесспорно.

Вопрос: Почему в последнее время вообще не вспоминают об этом вопросе? Почему об этом ничего не говорят ни ЕС, ни Баку?

Ответ: Хотя этот вопрос добровольно не забыт, нынешние чувствительные глобальные и региональные условия и вызовы привели к тому, что на фоне более важных проблем и забот эта проблема стала не столь видимой.

ЕС ведет с Азербайджаном диалог касающийся прав человека с 2017 г.. Раунд переговоров сменяется ротацией, год в Баку, следующий в Брюсселе. В 2017-2019 гг. При организации международных партнерских организаций мы также старались внести полезный вклад в этот процесс. Поскольку права человека должны занимать одно из важных мест в перспективном соглашении, которое будет подписано между ЕС и Азербайджаном, ЕС стремится, насколько это возможно, добиться также посредством этого механизма и платформы диалога положительных подвижек в этой сфере. Хотя я не совсем уверен, что процесс диалога идет успешно, он является важным инструментом с точки зрения адресации актуальных проблем прав человека, которые необходимо решать.

Война России против Украины и ужасная ситуация, которую она создала в регионе, возможность того, что война может продлиться и завершиться не ранее конца 2024 года или первой половины 2025 года, и что это еще больше обременит повестку дня Евро-Атлантического пространства, которое является основной опорой Украины, в том числе и Евросоюза, предстает перед нами как непреложная реальность. В столь  чувствительный период роль Азербайджана в процессе обеспечения энергетической безопасности ЕС и в обеспечении транспортного коридора Север-Юг указывает на то, что ему будет нелегко добиться подписи. Война, закончившаяся вопреки препятствованию России, победой Азербайджана и полным освобождением большей части наших оккупированных территорий, активные контакты Азербайджана с международными акторами в процессе мирных переговоров в Вашингтоне и Брюсселе для достижения двустороннего мира, которому не смогла помешать Россия, а также то, что не утрачена вера в успешную перспективу и непоколебимое участие Азербайджана в этом процессе вынуждают мягкую силу проявлять осторожность при достижении всеобъемлющего соглашения, которое Азербайджану предстоит подписать. с Европейским Союзом. В этих условиях и без того запоздавшее Соглашение с ЕС создает множество нежелательных обязательств для властей Азербайджана, лишая его и без того низкой привлекательности.

Вопрос: От какой стороны больше всего зависит подписание этого соглашения?

Ответ: быстрое продвижение подписания соглашения Европейским Союзом не представляется возможным, поскольку  Европейский Союз является более мягкой силой, не имеет механизмов принуждения, а финансовая зависимость Азербайджана не является серьезной. Поэтому подписание соглашения во многом зависит от намерений и политической воли Азербайджана и политической власти в стране.

Вопрос: Какие шаги необходимо предпринять для подписания настоящего соглашения?

Ответ: Сначала обе стороны должны заявить о положениях Соглашения, которые не удалось  согласовать, указать причины и факторы, которые являются препятствием. Интенсивные переговоры по соглашению приходятся на период разрушения гражданского общества. Неспособность независимого гражданского общества внимательно следить за этим процессом и подвергать его сомнению сделали свое дело.

1 отзыв

Написать отзыв

Европа

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей