Mirzoyan and Cavusoglu at the final briefing on February 15, 2023. АА
Протянутая рука помощи Армении после трагедии на юге Турции, была принята в Анкаре, и стороны обменялись заявлениями солидарности и признательности на высоком уровне, что стало сигналом для выхода скрытого регулярного диалога на открытый уровень. Это может свидетельствовать о том, что Ереван и Анкара созрели для начала публичного процесса установления мира между двумя странами, включая решение армяно-азербайджанского конфликта, который на протяжении всего этого периода был сопутствующим фактором, мешающим достижению армяно-турецкого примирения.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу выразил надежду после встречи со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном 15 февраля в Анкаре на то, что солидарность в гуманитарной сфере, «станет толчком для процесса нормализации отношений на Южном Кавказе».
«Продвижения в диалоге Армении с Турцией и Азербайджаном, внесут вклад в стабильность в регионе. Если наши три страны предпримут искренние шаги, то мы сможем добиться долгосрочного мира на Южном Кавказе», - сказал турецкий министр.
Армения и Азербайджан интенсифицировали процесс выработки мирного договора между двумя странами. Армения работает над текстом мирного договора с Азербайджаном, и над недавно полученными предложениями азербайджанской стороны.
Председатель постоянной комиссии НС по внешним связям Саркис Ханданян напомнил, что армянская и азербайджанская стороны представляют друг другу предложения по тексту мирного договора. Недавно Азербайджан направил Армении свои предложения.
“Армения работает над этими предложениями. Когда будут готовы наши предложения, они будут отправлены Азербайджану”, - сказал Ханданян.
После окончания Второй карабахской войны 2020 года переговоры по мирному договору приняли затяжной характер, что было обусловлено позицией Армении, не желавшей признавать армяно-населенную часть Карабаха в составе Азербайджана. В последующем Ереван самоустранился в этом вопросе, делегировав его армянам Карабаха. Те в свою очередь заняли непримиримую позицию, особенно после прибытия в регион российского миллиардера армянского происхождения Рубена Варданяна. Баку ответил на вызов частичным закрытием экоактивистами лачинской дороги, связующей Армению и Карабах. Несомненно это был нестандартный для горячего региона пас, который перевел стрелки с военного на мирный процесс решения проблемы сосуществования армян и азербайджанцев.
В этом новом процессе урегулирования можно отметить две усиливающиеся параллельные плоскости достижения мира, которые выделены в диалог Ереван-Баку и Ханкенди-Баку.
«Армения выступает за проведение переговоров между Степанакертом (Ханкенди - ред.) и Баку в рамках международно-видимого механизма. И Армения продолжает работать со своими международными партнерами, чтобы этот механизм работал. Этот механизм может быть рассмотрен в мирном договоре, по которому ведутся переговоры. Это могут быть другие международные структуры или другой формат. Пока не конкретно, это предмет обсуждения, мы должны продолжить обсуждение, чтобы было ясно", - сказал журналистами в Национальном Собрании заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 14 февраля.
Можно ожидать, что линия Баку-Ереван, включая участие Анкары, как об этом выше заявил Чавушоглу, внешне будет выглядеть конструктивной и позитивной, но ее будет подрывать деструктивизм карабахских армян, как это было и в прошлом. В то время, когда главы МИДов Армении и Турции анонсировали выход на новые отношения, в Ханкенди лидер сепаратистов Араик Арутюнян объявил о праздновании 35-летия Движения армян за выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджана, положившего начало последующим кровавым десятилетиям.
Этот откровенный вызов процессу формирования мирного договора, нацелен на блокирование любых позитивных инициатив, от кого бы они не исходили. Самоуверенность сепаратистов подпитывает присутствие российских войск в Карабахе. Без них они были бы куда конструктивнее.
Написать отзыв