Последнее обновление

(13 часов назад)
Фото РИА Новости

Фото РИА Новости

5 марта в Карабахе на дороге Ханкенди-Халфали-Туршсу произошел вооруженный инцидент. Согласно, распространенному в тот же день Министерством обороны сообщению, поступила оперативная информация о  перевозке  боеприпасов и личного состава из Республики Армения на территории Азербайджана на, которых временно расположен российский миротворческий контингент. С целью проверки информации подразделениями Азербайджанской Армии была предпринята попытка задержания и проверки транспортных средств, осуществляющих незаконные военные перевозки. Сообщается, что в результате открытого противоположной стороной огня, есть убитые и раненые с обеих сторон.

За несколько дней до этого, 1 марта, в Ходжалы состоялась встреча ответственного лица, назначенного азербайджанской стороной с армянами. В ходе встречи было сказано, что в соответствии с Конституцией и законами Азербайджанской Республики были проведены предварительные обсуждения по реинтеграции проживающих в Карабахском регионе армян в Азербайджанскую Республику, и что подобные контакты будут продолжены. Это породило у многих людей большие надежды на реинтеграцию проживающих в Карабахе армян в Азербайджан и вообще на скорое решение карабахской проблемы в рамках суверенитета Азербайджана.

Но вооруженный инцидент на дороге Ханкенди-Халфали-Туршсу 5 марта в некоторой мере «остудил» эти надежды.  

На вопросы ASTNA в связи с происходящими событиями отвечает политический обозреватель Насими Мамедли. 

* * *

Вопрос: На прошлой неделе мы обсуждали состоявшуюся в штабе российских миротворцев в Ходжалы встречу между представителями Баку и Карабаха, слышали положительные оценки.   А в последние дни мы говорим о вооруженном инциденте, произошедшем на грунтовой дороге Ханкенди-Халфали-Туршсу. Что происходит в Карабахе?

Ответ: Новейшая история идеологической борьбы армян против кавказских тюрок, в основе, которой лежит ненависть и террор, охватывает 35-летний период, а средняя история охватывает период  в  120 лет.  Одной из самых кровавых полей этой борьбы является Карабах. Поэтому важно оценивать, происходящие в настоящее время в Карабахе события, как с исторической точки зрения, так и с точки зрения новых геополитических процессов.

С исторической точки зрения вопрос всесторонне изучен, однако в связи с влиянием новых геополитических процессов, все еще существуют довольно сложные и противоречивые моменты.

10 ноября 2020 года, после трехстороннего заявления, в Карабахе идет новый гуманитарно-политический процесс. Естественно, что взаимная неприязнь, существовавшая долгие годы, не скоро будет забыта и возникновение  нормальной  дискуссионной  атмосферы будет нелегким.  А на фоне активной конкуренции со стороны крупных государств, препятствующих нормализации этих отношений, ситуация еще более осложнилась. Армения хочет с помощью международной поддержки в политико-дипломатической плоскости нивелировать свое поражение на поле боя.

Мирные переговоры между Азербайджаном и Арменией уже перестают быть монополией России. Несмотря на то, что базовым документом мирных переговоров является «трехстороннее заявление», стороны больше доверяют мирным инициативам и посредничеству США и Европейского Союза. Однако главное слово в Карабахе по-прежнему за  Россией.  

Россия не хочет, чтобы официальные контакты Азербайджана с проживающими в Карабахе армянами были успешными. Хотя на первый взгляд  Россия  выглядит стороной, которая организует эти контакты, она заинтересована в обострении отношений всеми возможными способами. Фактически она покровительствует армянским вооруженным формированиям в Карабахе, оказывает помощь в их снабжении и обеспечении.  Она заинтересована  в сохранении напряженности, чтобы  остаться здесь надолго. Основная ответственность за последнее вооруженное столкновение лежит на российском военном контингенте.

Вопрос: Все это произошло после визита в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его встречи с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном. Есть ли связь между этими событиями и визитом и встречей Лаврова с Мирзояном?

Ответ: Перевозка боеприпасов из Армении в Карабах, сомнительные поездки происходят регулярно. Просто после акции эко-активистов на лачынской дороге маршрут изменился. Также все эти перевозки проходят в сопровождении российских военных. Я не вижу особой связи в том, что вооруженный инцидент, произошедший на грунтовой дороге Ханкенди-Халфали-Туршсу, совпал с визитом Лаврова в Баку и его встречей с министром иностранных дел Армении, потому что эти провокационные  действия России ни первые и не последние.

Вопрос: Есть ли в недавних событиях иранский след?

Ответ: Давайте взглянем на вопрос немного шире. Кто не хочет установления мира между Арменией и Азербайджаном, постоянной стабильности, безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе? Конечно, в первую очередь Иран, Россия, армянское лобби, имеющее серьезное влияние на Западе, армянская церковь, вооруженные силы, существующие в Карабахе, и определенная националистическая часть армянского общества.

Естественно, что Иран всеми средствами старается, чтобы Азербайджан не смог избавиться от карабахской проблемы. Он заинтересован в сохранении этой проблемы, чтобы через нее можно было постоянно оказывать влияние.  В связи с этим поиск иранского следа в любой напряженности и инциденте логичен и не должен исключаться.

Вопрос: Глава сепаратистского режима в Карабахе Араик Арутюнян заявил, что отклонил предложение Баку о реинтеграции Карабаха в Азербайджан. Может ли ситуация обостриться накануне переговоров с карабахскими армянами? Могут ли в ближайшее время начаться антитеррористические операции, вооруженный конфликт?

Ответ: Не стоит всерьез беспокоиться по поводу заявления  главы так называемого режима Арутюняна. Его заявление адресовано внутренней аудитории, и за ним нет реальной силы.  Он выступал с такими амбициозными заявлениями еще до 44-дневной войны. Чем это закончилось ему хорошо известно.  Теперь оказание военного сопротивления Азербайджану может привести к еще более тяжким потерям.

У среди проживающих в Карабахе армян сейчас есть три подхода. Есть те кто желает переехать в Армению, те кто пытается найти путь совместного проживания с Азербайджаном и те кто выступает с претензией продолжения борьбы за независимость.

До 44-дневной войны в Карабахе не было армян, которые хотели бы жить в составе Азербайджана. Но, даже если и было, то открыто об этом там говорить было нельзя.  До войны таких дискуссий вообще не велось. Сейчас какая-то часть населения считает сосуществование возможным и может говорить об этом.

Желающих переехать из Карабаха в Армению тоже немало, и они не скрывают своих намерений. Несмотря на то, что армянская политическая и религиозная элита, армянская диаспора категорически против такой миграции, значительное количество людей при первом же возникновении напряженности навсегда покинут  Карабах. Среди населения есть колебания и страхи. Какой бы ни была внешняя поддержка, долго жить в таких условиях невозможно.   

Политическую линию продолжения борьбы за независимость Карабаха поддерживают армянская диаспора на Западе, армянская церковь и религиозная элита, карабахский клан, армянские националисты, проживающие в Армении и за рубежом, армянская оппозиция и вооруженные силы в Карабахе, находящиеся под покровительством России. В то же время на этой позиции находятся лица, принимавшие участие в войне, в военных преступлениях против Азербайджана и их родственники. Из соображений собственной безопасности Арутюнян вынужден выступать с заявлениями, нравящимся этим силам.

Рано или поздно Азербайджан обязательно должен обеспечить контроль над своими суверенными территориями. В противном случае не будет ни гарантий безопасности региональных проектов, ни постоянного мира в регионе, ни сотрудничества. Несмотря на то, что Азербайджан обладает достаточными возможностями и мощью для проведения антитеррористических операций в Карабахе, он также должен учитывать региональную и международную ситуацию. В частности, действовать в соответствии с ходом руссско-украинской войны.

Вопрос: Некоторые эксперты предлагают для предотвращения доставки оружия в Карабах разместить пост на Лачынской дороге. Но мы видим, что это не выход. Потому что уже почти два месяца на этой дороге азербайджанцы проводят акции, фактический въезд-выезд находится под контролем. Однако армяне также используют альтернативные пути, такие как Ханкенди-Халфали-Туршсу. Более того, как утверждают эксперты, имеется  4 альтернативные дороги в Ханкенди.  Кто может дать гарантию, что при установлении поста на Лачынской дороге, армяне не будут возить оружие по альтернативным дорогам?

Ответ: Вы правы, строгий контроль должен быть установлен на всей границе с Арменией.  Установлением контроля лишь над одной Лачынской дорогой, решить этот вопрос невозможно.  В настоящее время азербайджанская армия занимает важные стратегические высоты на  пограничной  с Арменией полосе. Укрепление с военной точки зрения в этих районах, является лишь частью проблемы. Необходимо оперативно решить и другие важные вопросы. Важно  доставлять в эти районы обеспечение и продовольствие в зимой, обеспечить на высоком уровне безопасность, ускорить заселение населения.  Пока российские военные в Карабахе, организовать этот контроль будет очень сложно. Но шаг за шагом контроль должен быть установлен.

Вопрос: Кто и что должен делать для реинтеграции карабахских армян в Азербайджан и нейтрализовать вооруженные формирования, предотвратить вооружение?

Ответ: В мирной повестке между Азербайджаном и Арменией  эти вопросы должны найти ясное и конкретное отражение. Возможно подписание мирного договора затянется. Необходимо предпринять необходимые шаги, не дожидаясь завершения этого процесса.

Именно в этом отношении российские и западные посредники должны выразить ясную позицию. Каждый, кто считает Карабах частью Азербайджана, должен предпринять шаги против повторного вооружения населения этих территорий.

Армения должна взять на себя обязательства, чтобы не допустить перевозки оружия и боеприпасов со своей территории в Азербайджан. Азербайджан должен свободно использовать все возможные технические средства для выявления таких фактов. В то же время Азербайджан в направлении реинтеграции  должен усилить прямые контакты с армянами, проживающими в Карабахе.

 

Написать отзыв

Кавказ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей