Последнее обновление

(6 часов назад)
Азербайджан развивает культурную дипломатию во Франции

 


Церковь Сан-Патерн X-XI вв. в сонном местечке Беллу-сюр-Юин в Нормандии, что на западе Франции, выглядит типичным представителем средневековых сооружений этой лесистой сельскохозяйственной местности. Но кое-что особенное в ней есть: часть денег на ее реставрацию была выделена фондом, связанным с правительством Азербайджана, население которого преимущественно является последователями шиитской ветви ислама.

По широко распространенному мнению, данный проект является элементом пропагандистского наступления, развернутого во Франции Азербайджаном и призванного, по сути, заслужить расположение Франции и дать отпор негативной рекламе, вызванной неудовлетворительной репутацией Баку в области соблюдения прав человека. Франция, будучи одной из крупнейших держав Евросоюза, представляет собой естественную мишень для подобной кампании, являясь к тому же пятым по величине инвестором в Азербайджан, вкладывая средства главным образом в энергетический сектор республики. А учитывая проживающую во Франции представительную армянскую диаспору, она служит также важным каналом дипломатического влияния для давнего соперника Баку, Армении.

Развернутая Азербайджаном кампания в культурно-художественной сфере восходит к 2007 году, когда Фонд Гейдара Алиева, которым руководит первая леди страны Мехрибан Алиева, выделил неназванную сумму на восстановление «произведений искусства» Версальского дворца. Два года спустя Фонд передал в дар 40 тыс. евро (53 тыс. 776 долларов) на реставрацию трех витражей одной из жемчужин готической архитектуры – кафедрального собора Нотр-Дам в Страсбурге на северо-востоке страны.

Затем в дар был передан миллион евро (свыше 1,34 млн долларов) Лувру, а также организована богатейшая передвижная художественная экспозиция, пополнившая череду публичных инициатив. Расходы направлены на укрепление имиджа толерантности, в частности (применительно к церковным проектам) веротерпимости.

«Не все идеально в Азербайджане. Но почему мы никогда не говорим, что эта страна может также служить примером веротерпимости?» – задает вопрос Элиза Питер (Eliza Pieter), возглавляющая парижский филиал Европейско-Азербайджанского общества, созданного в 2008 году Талехом Гейдаровым, сыном влиятельного министра чрезвычайных ситуаций Азербайджана Кямаледдина Гейдарова.

У Азербайджана имеется ряд видных сторонников во Франции, включая сенатора Натали Гуле (Nathalie Goulet) от департамента Орн, в который входит городок Беллу-сюр-Юин. Она выступала за противоречивое вступление Азербайджана в Совет Европы в 2001 году, полагая, что членство в этой организации будет означать готовность Баку «подвергнуться механизмам мониторинга и вести непрерывный диалог с Западом».

Получателями грантов Фонда Гейдара Алиева стал целый ряд объектов и организаций из избирательного округа Гуле во Франции. Помимо реставрации церкви Сан-Патерн, фонд принимает участие в реставрационных работах в еще одной церкви в деревушке Ревейон с населением в 363 жителя. Кроме того, фонд помогает организовывать танцевальные и джазовые фестивали в городках Эгль и Аржантан. По словам сенатора, общая сумма пожертвований фонда составила 150 тыс. евро (201 тыс. 900 долларов).

Как отмечает сенатор, избираемая представителями местных властей ее региона, ее агитация в пользу Азербайджана направлена против применения «принципа двойных стандартов» в отношении стран, считающихся авторитарными. «Почему мы положительно отзываемся о Катаре, но не об Азербайджане?» – вопрошает она.

Другим большим фанатом Баку является Рашида Дати (Rachida Dati), в прошлом министр юстиции при президенте Николя Саркози, а ныне член Европарламента и мэр 7-го района Парижа. Как и Гуле, Дати называет Азербайджан одним из образцов толерантности. «Мы слишком часто забываем поддерживать такие страны, как Азербайджан, в котором ислам исповедуется мирным путем», – отмечала она в декабрьском интервью 2012 года проправительственному информационному порталу Азербайджана Day.az.

«Помимо известной толерантности азербайджанского народа, модель Азербайджана является результатом подлинной политической воли», – добавила политик, родители которой являлись уроженцами преимущественно исламских государств Северной Африки.

За три месяца до этого интервью президент Азербайджана Ильхам Алиев с супругой открыли в избирательном округе Дати в Париже Азербайджанский культурный центр площадью 3 тыс. кв. метров с видом на Эйфелеву башню.

На территории же самого Азербайджана развернутая во Франции кампания в сфере культуры и искусства вкупе с продвижением имиджа толерантности подвергается критике со стороны многих политических обозревателей. «Это разбазаривание государственных средств, которые идут исключительно на создание позитивного имиджа алиевского режима», – возмущается, говоря о тратах Фонда Гейдара Алиева во Франции, директор бакинского Института мира и демократии Лейла Юнус.

Баку в целом отметает критику своей репутации в области прав человека со стороны международных организаций и сторонних наблюдателей как неуместную и несоответствующую действительности. И все же поток критики не ослабевает, в частности, в адрес накладываемых Баку ограничений и преследования консервативных мусульман, свободных СМИ и политических критиков властей.

Но эти сетования за рубежом зачастую никто не слышит. Стоит отметить, что семь из одиннадцати делегатов Франции в Парламентской Ассамблее Совета Европы проголосовали 23 января против резолюции, призывающей Азербайджан «оперативно решить» вопрос с делами якобы имеющихся в стране политзаключенных.

По словам депутата Жана-Мари Бокеля (Jean-Marie Bockel), уроженца Страсбурга и французского сенатора, он выступает против «формирования крайне негативного мнения» об Азербайджане. «Экономический потенциал страны способствует ее демократическому развитию», – доказывает он.

«Как знать, не черпал ли Бокель свое вдохновение в страсбургском кафедральном соборе?» – сухо заметил один французский дипломат, не понаслышке знакомый с событиями в бывшем СССР.

 

Написать отзыв

Культура

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей